Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема. Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте.
Страница 3
Материалы и статьи » Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы » Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема. Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте.

В группе социально неадаптированной молодежи ос­новной акцент смещается на подростков и юношей. Они объединены в маргинальную группу, члены которой ис­пытывают повышенную потребность в соответствии (иден­тичности) и активном влиянии на социальную ситуацию. Повышенная потребность в соответствии является объек­тивной характеристикой общества, обусловленная ранним и быстрым взрослением этой группы молодежи. Однако потребности в достаточной степени не удовлетворяются, а если и удовлетворяются, то зачастую наблюдаются «отрицательные идентичности»[2].

Для подтверждения выдвинутой гипотезы были выде­лены социальные уровни: семьи, сверстников, школы, предприятий, общественных организаций; описаны их психологические представления подростков, а также ус­тановлено отношение молодежи к группам сверстников. В каждой из перечисленных социальных групп преобла­дают негативные установки на восприятие подростково-юношеского возраста. Родители рассматривают своих повзрослевших дочерей и сыновей детьми, которые нуж­даются во взрослой опеке. Сверстники сформировали стан­дартный образец удачливого, сильного, богатого и умного подростка. Каждый, кто не подходит под образец, из­гоняется из сообщества или становится объектом насме­шек и издевательств. Средняя и высшая школа не может преодолеть установку на отличника, усидчивого и прилежного в добывании книжных знаний. Предприятия рас­сматривают молодых людей в качестве бесплатной рабо­чей силы, будущего трудового резерва страны. Государ­ственные и общественные организации, а также СМИ и рекламные компании предпочитают экспериментировать с данной категорией лиц. Молодежь может служить «пу­шечным мясом» в военных событиях или может быть вовлечена в разного рода политические, религиозные и другие игры взрослых. Вместе с тем подростки и юноши обладают наличны­ми потребностями в соответствии с перечисленными со­циальными группами. По отношению к родителям они испытывают потребность в эмоционально-оценочных чув­ствах. Они хотят немногих, но глубоких чувств со свои­ми сверстниками. У подростков и юношей выражены по­требности в познании, получении высшего образования и экономической деятельности. Наконец, у них обострено чувство включенности в социальные отношения и акту­альна потребность в изменении социально-экономической и нравственной ситуации к лучшему.

К сожалению, у подростков и юношей формируются отрицательные установки, что, несомненно, отражается в их поведении и деятельности. По отношению к родите­лям они не хотят следовать их советам. Нереализован­ные надежды взрослых, зависть со стороны стареющих родителей, сосредоточенность на быстром и скором удов­летворении материальных потребностей не способствуют позитивной идентификации молодежи. В формировании их соответствий упущен момент развития собственных способностей, у подростков отсутствует привлекательный опыт пластичных отношений, не формируются разумные ценностные ориентации и ценности.

Усугубляются отношения со сверстниками. Страх в получении отрицательных эмоциональных неудач сильнее, чем отрицательный опыт. Жизненная философия молодежи проста и ужасна: нельзя быть изгоем. Так, при­обретенные в сегодняшнее время болезни анорея (недоедание ради похудения) и булимия (переедание) являются для подростков способом самоутверждения в компани­ях сверстников.

Молодежь предъявляет претензии средней и высшей школе за то, что в них отсутствует единство теоретичес­кой базы и практических источников реализации накоп­ленного багажа знаний. Потому, как правило, у большинства подростков преобладают негативные установки на образование. Некоторые группы рассматривают образование как промежуточный этап на жизненном пути. Усу­губляются ощущения своей ненужности в подростковых группах при удовлетворении потребности в экономичес­кой деятельности. С одной стороны, школа не обеспечивает достаточных условий для дополнительного заработка. С другой, как считает многочисленная группа исследователей, предприятия безжалостно эксплуатируют труд повзрослевших детей. Известные требования руководителей, нанимающих молодых людей на работу: обязательное высшее образование, знание компьютера, иностранного языка и непременно стаж работы не менее 5 лет — усиливают негативные установки молодежи на бесперспективность своей трудовой и профессиональной деятельности. Правда, некоторые социологи и психологи полагают, что молодежи следует подчиниться правилам и регламентациям в обществе, с тем, чтобы в будущем занять вою социальную нишу.

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Цивилизационный анализ общества
Как оппозиция формационному подходу возник цивилизационный подход. Пока ученые еще не выработали единого подхода к нему. Споры начинаются с самого первого вопроса: что же такое цивилизация? Понятие «цивилизация» употребляется сейчас в нес ...

Методика проведения мониторинга. Директорский (административный) мониторинг
Директор общеобразовательного учебного заведения. 1. Оценивает деятельность общеобразовательного учебного заведения, деятельность администрации, собственную деятельность, как правило, не менее двух раз в год, используя факторно-критериал ...

Деонтология основных видов взаимодействия в социальной работе
Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством Современные цивилизованные государства, в том числе Украина, декларируют благо человека как свою главную цель и задачу. Одним из основных социальных институтов, ...