Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема. Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте.
Страница 3
Материалы и статьи » Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы » Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема. Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте.

В группе социально неадаптированной молодежи ос­новной акцент смещается на подростков и юношей. Они объединены в маргинальную группу, члены которой ис­пытывают повышенную потребность в соответствии (иден­тичности) и активном влиянии на социальную ситуацию. Повышенная потребность в соответствии является объек­тивной характеристикой общества, обусловленная ранним и быстрым взрослением этой группы молодежи. Однако потребности в достаточной степени не удовлетворяются, а если и удовлетворяются, то зачастую наблюдаются «отрицательные идентичности»[2].

Для подтверждения выдвинутой гипотезы были выде­лены социальные уровни: семьи, сверстников, школы, предприятий, общественных организаций; описаны их психологические представления подростков, а также ус­тановлено отношение молодежи к группам сверстников. В каждой из перечисленных социальных групп преобла­дают негативные установки на восприятие подростково-юношеского возраста. Родители рассматривают своих повзрослевших дочерей и сыновей детьми, которые нуж­даются во взрослой опеке. Сверстники сформировали стан­дартный образец удачливого, сильного, богатого и умного подростка. Каждый, кто не подходит под образец, из­гоняется из сообщества или становится объектом насме­шек и издевательств. Средняя и высшая школа не может преодолеть установку на отличника, усидчивого и прилежного в добывании книжных знаний. Предприятия рас­сматривают молодых людей в качестве бесплатной рабо­чей силы, будущего трудового резерва страны. Государ­ственные и общественные организации, а также СМИ и рекламные компании предпочитают экспериментировать с данной категорией лиц. Молодежь может служить «пу­шечным мясом» в военных событиях или может быть вовлечена в разного рода политические, религиозные и другие игры взрослых. Вместе с тем подростки и юноши обладают наличны­ми потребностями в соответствии с перечисленными со­циальными группами. По отношению к родителям они испытывают потребность в эмоционально-оценочных чув­ствах. Они хотят немногих, но глубоких чувств со свои­ми сверстниками. У подростков и юношей выражены по­требности в познании, получении высшего образования и экономической деятельности. Наконец, у них обострено чувство включенности в социальные отношения и акту­альна потребность в изменении социально-экономической и нравственной ситуации к лучшему.

К сожалению, у подростков и юношей формируются отрицательные установки, что, несомненно, отражается в их поведении и деятельности. По отношению к родите­лям они не хотят следовать их советам. Нереализован­ные надежды взрослых, зависть со стороны стареющих родителей, сосредоточенность на быстром и скором удов­летворении материальных потребностей не способствуют позитивной идентификации молодежи. В формировании их соответствий упущен момент развития собственных способностей, у подростков отсутствует привлекательный опыт пластичных отношений, не формируются разумные ценностные ориентации и ценности.

Усугубляются отношения со сверстниками. Страх в получении отрицательных эмоциональных неудач сильнее, чем отрицательный опыт. Жизненная философия молодежи проста и ужасна: нельзя быть изгоем. Так, при­обретенные в сегодняшнее время болезни анорея (недоедание ради похудения) и булимия (переедание) являются для подростков способом самоутверждения в компани­ях сверстников.

Молодежь предъявляет претензии средней и высшей школе за то, что в них отсутствует единство теоретичес­кой базы и практических источников реализации накоп­ленного багажа знаний. Потому, как правило, у большинства подростков преобладают негативные установки на образование. Некоторые группы рассматривают образование как промежуточный этап на жизненном пути. Усу­губляются ощущения своей ненужности в подростковых группах при удовлетворении потребности в экономичес­кой деятельности. С одной стороны, школа не обеспечивает достаточных условий для дополнительного заработка. С другой, как считает многочисленная группа исследователей, предприятия безжалостно эксплуатируют труд повзрослевших детей. Известные требования руководителей, нанимающих молодых людей на работу: обязательное высшее образование, знание компьютера, иностранного языка и непременно стаж работы не менее 5 лет — усиливают негативные установки молодежи на бесперспективность своей трудовой и профессиональной деятельности. Правда, некоторые социологи и психологи полагают, что молодежи следует подчиниться правилам и регламентациям в обществе, с тем, чтобы в будущем занять вою социальную нишу.

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Расчетная часть.
Задание. 1.Определить по первичным данным среднегодовую стоимость основных производственных фондов в расчете на одно предприятие. Имеются выборочные данные (выборка 5% механическая о среднегодовой стоимости основных производственных фон ...

Технология проведения мониторинга
Для эффективной организации проведения мониторинга на уровне общеобразовательного учебного заведения целесообразно использовать следующий алгоритм. 1. Приказом руководителя учебного заведения утвердить состав рабочих групп по проведению ...

Социальное страхование рабочих в Российской империи 1903 – 1917 г.г.
До начала ХХ века управленческая элита Российской империи вполне справедливо считала, что крайне незначительное число профессиональных наемных рабочих в городах, а также связь подавляющего большинства сезонных рабочих с землей, не ставят ...