Эвристика — приемы и методы принятия решений, использующие интуицию и опыт специалистов в решении аналогичных проблем.
Эвристические методы прогнозирования — методы, используемые для прогнозирования поведения сложных систем с множеством параметров и целей, когда нет возможности формализовать прогноз в виде математических моделей. Эвристические методы прогнозирования используют при прогнозе поведения принципиально новых систем, в которых могут возникнуть революционные скачки, качественные изменения и т.п. Различают две группы эвристических методов прогнозирования: интуитивные, основанные на основе личной эрудиции, проницательности и опыте эксперта, аналитические, основанные на логическом анализе модели процесса развития объекта прогнозирования. Максимальное развитие получил метод экспертных оценок (интуитивная группа методов), сущность которого заключается в использовании группы экспертов (специалистов определенной сферы деятельности) в разработке прогнозных решений при помощи системного анкетирования. Эвристические методы прогнозирования наиболее эффективно применяется при прогнозировании производственных и технологических систем, новых машин, строительных материалов, конструктивных решений. Эвристические методы прогнозирования после описания объекта прогноза можно разделить на три этапа: формирование экспертных групп, сбор мнений экспертов и статистическая обработка результатов. Формирование экспертных групп включает в себя составление списка экспертов, определение их компетентности путем самооценки и расчета уровня квалификации. Сбор мнений экспертов осуществляется путем анкетирования с оценкой исследуемого явления рангами. Статистическая обработка сводится к определению суммы рангов, ее среднего значения и отклонений, а также коэффициента конкордации.
Рекомендуем к прочтению:
Стадии конфликта. Предконфликтная стадия
Конфликт не появляется мгновенно. Он очень долго назревает. У индивида или группы в течение определенного промежутка времени появляется недовольство тем, как что-то устроено, организовано. Это приводит к потере доверия, уважения к другим ...
Социологические основания профессиональной этики социального работника
К одной из центральных проблем в теории социальной работы и теоретической социологии относится проблема социального действия (М. Вебер). Социальным можно считать такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом (лицами) смыслу ...
Контакты со спонсорами
Такие контакты устанавливаются социальными работниками и службами в интересах их деятельности и имеют своей целью оказание помощи клиентам. Поскольку социальные работники заинтересованы в контактах больше, чем спонсоры, следует при назнач ...
|