Из истории
Страница 1

Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключе­вая категория, поскольку здоровье является необходимым ус­ловием не только развития и роста, но и выживания общества.

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеции, М.В. Ло­моносов, К. Маркс), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехте­рев), ученых-медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, СВ. Попов) пытались решать проблему здоровья, формиро­вания здорового образа жизни человека, начиная с раннего возраста. Они разработали и остановили многочисленные труды о сохранении здоровья, продлении долголетия и по­вышения жизненного потенциала.

Связь медицины и физической культуры уходит корнями в глубокую древность. На протяжении многих веков врачи принимали участие в рациональном использовании различ­ных видов физической культуры. В Древнем Риме они рабо­тали в школах гладиаторов и борцов — это были первые спортивные врачи. Описание гимнастики содержится в ру­кописях индийских и китайских врачей, написанных за 3 тыс. лет до н. э. Значение гимнастики как лечебного и ги­гиенического средства высоко оценивал Гиппократ (460— 370 гг. до н. э.). В XV в. в Италии был создан знаменитый Салернский кодекс здоровья, содержащий описание утренней зарядки, которая напоминает современную. В XII—XIII вв. было опубликовано много работ врачей, посвященных оздоровительному и лечебному действию физических упражне­ний. В середине XIX в. король Фридрих Вильгельм IV, осно­вываясь на работах врачей, ввел в Германии физические упражнения в школах.

Важную роль в становлении подходов и технологий сохра­нения и охраны здоровья играет государственная политика, анализ которой показывает, что в реформах здравоохране­ния в России (ранее СССР) проявилась определенная истори­ческая логика и их важнейшими этапами стали 1918 г., конец 40-х и 70-е годы XX в. и 2000 гг.

В 1918 г. провозглашено право народа на охрану здоровья, определена ответственность государства за его обеспечение. Несмотря на декларативность этого процесса, подобное по­ложение явилось одним из этапных пунктов на пути созда­ния системы сохранности и формирования здоровья.

К 1946—1948 гг. в рамках ООН созданы Экономический и Социальный советы, Всемирная организация здравоохране­ния, Детский фонд, что сказалось на отношении к проблеме здоровья и в СССР. В Уставе Всемирной организации здраво­охранения (1948 г.) были записаны важнейшие постулаты:

• здоровье — это состояние полного физического, душев­ного и социального благополучия, а не только отсутствие бо­лезней или физических дефектов; обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономичес­кого или социального положения;

• правительства стран несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия оп­ределенных социальных и медико- санитарных мероприятий.

Несмотря на то, что в последующие десятилетия мир рас­кололся на противоположные военно-политические группи­ровки и началась «холодная война», в здравоохранении накапливался опыт общения и сотрудничества между раз­ными странами, выявлялись межнациональные, региональ­ные и общемировые медико-санитарные и социальные проблемы.

В этот период стала не только расширяться техническая помощь развивающимся государствам, но и совершенство­ваться система обеспечения медико-санитарного благополу­чия стран и народов. Подписаны межправительственные соглашения по здравоохранению даже между странами с весь­ма далекими политическими системами.

Результаты международного сотрудничества оказались очевидными: была ликвидирована оспа, достигнуты успехи в борьбе с эпидемиями, проявилась озабоченность промыш­ленным загрязнением окружающей среды, демографически­ми проблемами и трудностями в обеспечении продуктами питания, выявлены глобальные проблемы в разных сферах жизни человека, в том числе в здравоохранении.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Организация социального партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних в решении актуальных проблем несовершеннолетних правонарушителей. Преступность несовершеннолетних как социальная проблем
Преступность несовершеннолетних означает совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний на определенной территории за определенный отрезок времени, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание [43; 273]. Согласн ...

Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими
Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту заключается в содействии наиболее полной самореализации личности последнего, достигаемой различными способами, методами, избранными в зависимости от потребности клиента. ...

Программа переписи населения
Переписи проводятся практически во всех странах мира, во многих из них регулярно, не реже чем каждые десять лет. Переписи населения дают уникальную информацию о численности и составе населения по полу, возрасту, национальности, образовани ...