Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеции, М.В. Ломоносов, К. Маркс), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев), ученых-медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, СВ. Попов) пытались решать проблему здоровья, формирования здорового образа жизни человека, начиная с раннего возраста. Они разработали и остановили многочисленные труды о сохранении здоровья, продлении долголетия и повышения жизненного потенциала.
Связь медицины и физической культуры уходит корнями в глубокую древность. На протяжении многих веков врачи принимали участие в рациональном использовании различных видов физической культуры. В Древнем Риме они работали в школах гладиаторов и борцов — это были первые спортивные врачи. Описание гимнастики содержится в рукописях индийских и китайских врачей, написанных за 3 тыс. лет до н. э. Значение гимнастики как лечебного и гигиенического средства высоко оценивал Гиппократ (460— 370 гг. до н. э.). В XV в. в Италии был создан знаменитый Салернский кодекс здоровья, содержащий описание утренней зарядки, которая напоминает современную. В XII—XIII вв. было опубликовано много работ врачей, посвященных оздоровительному и лечебному действию физических упражнений. В середине XIX в. король Фридрих Вильгельм IV, основываясь на работах врачей, ввел в Германии физические упражнения в школах.
Важную роль в становлении подходов и технологий сохранения и охраны здоровья играет государственная политика, анализ которой показывает, что в реформах здравоохранения в России (ранее СССР) проявилась определенная историческая логика и их важнейшими этапами стали 1918 г., конец 40-х и 70-е годы XX в. и 2000 гг.
В 1918 г. провозглашено право народа на охрану здоровья, определена ответственность государства за его обеспечение. Несмотря на декларативность этого процесса, подобное положение явилось одним из этапных пунктов на пути создания системы сохранности и формирования здоровья.
К 1946—1948 гг. в рамках ООН созданы Экономический и Социальный советы, Всемирная организация здравоохранения, Детский фонд, что сказалось на отношении к проблеме здоровья и в СССР. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (1948 г.) были записаны важнейшие постулаты:
• здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения;
• правительства стран несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия определенных социальных и медико- санитарных мероприятий.
Несмотря на то, что в последующие десятилетия мир раскололся на противоположные военно-политические группировки и началась «холодная война», в здравоохранении накапливался опыт общения и сотрудничества между разными странами, выявлялись межнациональные, региональные и общемировые медико-санитарные и социальные проблемы.
В этот период стала не только расширяться техническая помощь развивающимся государствам, но и совершенствоваться система обеспечения медико-санитарного благополучия стран и народов. Подписаны межправительственные соглашения по здравоохранению даже между странами с весьма далекими политическими системами.
Результаты международного сотрудничества оказались очевидными: была ликвидирована оспа, достигнуты успехи в борьбе с эпидемиями, проявилась озабоченность промышленным загрязнением окружающей среды, демографическими проблемами и трудностями в обеспечении продуктами питания, выявлены глобальные проблемы в разных сферах жизни человека, в том числе в здравоохранении.
Рекомендуем к прочтению:
Результаты опросника «Проблемы подростков»
Чтобы выяснить какие проблемы волнуют подростков больше всего, мы начали с вопросов «есть ли у вас проблемы? Какие проблемы волнуют вас больше всего?». Опросив 40 подростков в возрасте 13-15 лет, можно сделать следующие выводы, что для бо ...
Преобразовательная функция
Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализаци ...
Гипотезы
1.
Большинство молодежи выбирает парфюмерное средство по степени известности фирмы-изготовителя.
2.
Молодежь мотивирует свой выбор парфюмерного средства наличием доступной цены и высокого качества.
3.
Парфюмерные предпочтения молодеж ...
|