Из истории
Страница 1

Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключе­вая категория, поскольку здоровье является необходимым ус­ловием не только развития и роста, но и выживания общества.

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеции, М.В. Ло­моносов, К. Маркс), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехте­рев), ученых-медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, СВ. Попов) пытались решать проблему здоровья, формиро­вания здорового образа жизни человека, начиная с раннего возраста. Они разработали и остановили многочисленные труды о сохранении здоровья, продлении долголетия и по­вышения жизненного потенциала.

Связь медицины и физической культуры уходит корнями в глубокую древность. На протяжении многих веков врачи принимали участие в рациональном использовании различ­ных видов физической культуры. В Древнем Риме они рабо­тали в школах гладиаторов и борцов — это были первые спортивные врачи. Описание гимнастики содержится в ру­кописях индийских и китайских врачей, написанных за 3 тыс. лет до н. э. Значение гимнастики как лечебного и ги­гиенического средства высоко оценивал Гиппократ (460— 370 гг. до н. э.). В XV в. в Италии был создан знаменитый Салернский кодекс здоровья, содержащий описание утренней зарядки, которая напоминает современную. В XII—XIII вв. было опубликовано много работ врачей, посвященных оздоровительному и лечебному действию физических упражне­ний. В середине XIX в. король Фридрих Вильгельм IV, осно­вываясь на работах врачей, ввел в Германии физические упражнения в школах.

Важную роль в становлении подходов и технологий сохра­нения и охраны здоровья играет государственная политика, анализ которой показывает, что в реформах здравоохране­ния в России (ранее СССР) проявилась определенная истори­ческая логика и их важнейшими этапами стали 1918 г., конец 40-х и 70-е годы XX в. и 2000 гг.

В 1918 г. провозглашено право народа на охрану здоровья, определена ответственность государства за его обеспечение. Несмотря на декларативность этого процесса, подобное по­ложение явилось одним из этапных пунктов на пути созда­ния системы сохранности и формирования здоровья.

К 1946—1948 гг. в рамках ООН созданы Экономический и Социальный советы, Всемирная организация здравоохране­ния, Детский фонд, что сказалось на отношении к проблеме здоровья и в СССР. В Уставе Всемирной организации здраво­охранения (1948 г.) были записаны важнейшие постулаты:

• здоровье — это состояние полного физического, душев­ного и социального благополучия, а не только отсутствие бо­лезней или физических дефектов; обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономичес­кого или социального положения;

• правительства стран несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия оп­ределенных социальных и медико- санитарных мероприятий.

Несмотря на то, что в последующие десятилетия мир рас­кололся на противоположные военно-политические группи­ровки и началась «холодная война», в здравоохранении накапливался опыт общения и сотрудничества между раз­ными странами, выявлялись межнациональные, региональ­ные и общемировые медико-санитарные и социальные проблемы.

В этот период стала не только расширяться техническая помощь развивающимся государствам, но и совершенство­ваться система обеспечения медико-санитарного благополу­чия стран и народов. Подписаны межправительственные соглашения по здравоохранению даже между странами с весь­ма далекими политическими системами.

Результаты международного сотрудничества оказались очевидными: была ликвидирована оспа, достигнуты успехи в борьбе с эпидемиями, проявилась озабоченность промыш­ленным загрязнением окружающей среды, демографически­ми проблемами и трудностями в обеспечении продуктами питания, выявлены глобальные проблемы в разных сферах жизни человека, в том числе в здравоохранении.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Результаты опросника «Проблемы подростков»
Чтобы выяснить какие проблемы волнуют подростков больше всего, мы начали с вопросов «есть ли у вас проблемы? Какие проблемы волнуют вас больше всего?». Опросив 40 подростков в возрасте 13-15 лет, можно сделать следующие выводы, что для бо ...

Преобразовательная функция
Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализаци ...

Гипотезы
1. Большинство молодежи выбирает парфюмерное средство по степени известности фирмы-изготовителя. 2. Молодежь мотивирует свой выбор парфюмерного средства наличием доступной цены и высокого качества. 3. Парфюмерные предпочтения молодеж ...