Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста
Страница 3
Материалы и статьи » Сиротство как социальная проблема » Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста

Формы переживаний травматических ситуаций или событий повторяются и внедряются в сознание, постоянно вспоминаются детьми. К ним относятся образы, мысли, представления, повторяющиеся кошмарные сны о событии, действии или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы, актуализацией негативных переживаний при столкновении со сходными событиями, усугублением физиологических расстройств (спазмы желудка, головная боль, проблемы со сном и т.д.).

Поведение детей характеризуется проявлением раздражительности, вспышками гнева, проявлением агрессии, преувеличенном реагировании на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. [23, с. 165]

Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в таких учреждениях должен отдавать себе отчет в том, что все это – лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, это – внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияющий на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.

По мнению зарубежных психологов причины психологических травм, объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни человека у него вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как, например, чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзий. Они помогают ему верить в будущее, находить силы для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им и т.д.

Все иллюзии очень устойчивы, они есть не только у детей, но и у взрослых. При столкновении в любом возрасте с травматической ситуацией у человека возникает переживание, которое показывает нереальность иллюзий и приводит к разрушению уверенности в чем-то. Для детей разрушение иллюзий очень болезненный момент, который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями.

Переживание психологической травмы открывает и обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учится, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И далее очень важно, что у ребенка последует за этим открытием. Если он сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, но реальный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, стал на ступеньку выше в своем развитии как личность. Если он не смог преодолеть трудности, стоящие перед ним, не преодолел барьер иллюзий, то в нем укрепится убеждение в существовании новых иллюзий и он поверит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, он останется надолго инфантильной личностью.

Нам представляется наиболее важным остановиться на проблеме нарушений привязанностей. Мы их определяем как близкие, теплые, основанные на любви отношения между человеческими существами. Формируются они между родителями и детьми, братьями и сестрами, мужьями и женами и т.д. Привязанности могут образовываться как очень сильные и довольно продолжительные. Потеря привязанности для ребенка означает печаль, переживание утраты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Некоторые ошибки марксизма в его экономической теории
Марксизм – идеология, оказавшая огромное влияние на жизнь человечества. Одни слепо следуют ей, другие начисто ее не принимают. Прежде всего надо указать на интегральный характер марксизма. Это – интегральное знание, совмещающее в себе нр ...

Обращение в фонды
Участие в конкурсах на получение гранта имеет свою специфику. Выбирайте тот фонд, направлениям финансирования и условиям которого максимально соответствует и ваша организация, и предоставляемый на конкурс проект. Обратите внимание, работа ...

Из истории изучения конфликта
Изучение конфликта началось еще в VII-VI вв. до н.э. в Китае. Китайские философы полагали, что развитие всего живого заключается именно в борьбе противоположностей. Конфликты изучали и в Древней Греции. В работах Н. Макиавелли, которые бы ...