Одной из главных претензий к онлайн общению и исследованиям в этой области остается отсутствие у исследователя данных о невербальных компонентах общения: мимики, позы, жестикуляции, расстояния между коммуникантами и прочее. Вырванный из контекста, текстовый материал представляет сложность для адекватной интерпретации его отдельных элементов. При реальном взаимодействии людей, общении «лицом к лицу», эти элементы выделяются, что делает их первичным материалом для анализа. Возможность выделить такие элементы в тексте, взятом из Интернета, позволит выдвинуть контраргументы утверждению о поверхностности онлайн сообщений. В этом плане можно выделить 3 характеристики онлайн данных, сравнимых с категориями оффлайн данных:
1. Форма - вполне сравнима с контекстом в оффлайн. Электронные письма, сообщения на форумах и в чатах содержат в себе индивидуальные позиции участников по отношению какому-либо событию или явлению. Все эти сообщения вместе образуют не что иной как «контекст». Письма в электронной переписке имеют более четкий, продуманный, литературный стиль, чем в обычной речи, а также создают атмосферу уединенности и интимности. ЛеБоско отмечает, что чувство откровенности обычно возникает, когда участники онлайн группы вовлекаются в обсуждение и отключаются от своих обычных групп. Несинхронные формы общения (форумы) предполагают более литературный стиль написания сообщений, в то время как синхронные формы (чат) – более быстрый темп написания сообщений, более колкий и непринужденный стиль общения. Обобщая, использование фокус-групп в режиме чата позволит получить данные, отличающиеся от данных обычных анкет и опросников.
2. Стиль - сравним с невербальными характеристиками взаимодействия в оффлайн исследованиях. Так, о настроении человека, его эмоциях и чувствах можно узнать по стилю шрифта, цвету букв, использованию заглавных букв, смайликов и др. Несмотря на то, что стиль написания может показаться неестественным или ввести в заблуждение новичков, пользователи быстро овладевают способностью распознавать нюансы сообщения по тем или иным признакам. И для исследователя, обладающего способностью интерпретировать сообщения, эти данные несут глубокий смысл.
3. Контент – сравним с вербальным компонентом, т.е. словами, с помощью которых респондент выражает себя, свои мысли, чувства.
Эти 3 характеристики имеют важное отношение к тому, где проводится онлайн исследование, как проводится и какой способ анализа используется. Ситуация, правила поведения, эмоции и чувства передаются через текст и реконструируются читающим. Как заметил Стоун: «То, что посылается туда и обратно по проводам не есть только сообщения, это содержания – не физические объекты, но их смысл может быть восстановлен при практический любом уровне глубины и запутанности».
Рекомендуем к прочтению:
Приложения
Приложение 1
Программа социально-педагогической реабилитации
№п/п
Социальные услуги
1.
Социально-педагогическое консультирование
2.
Социально-педагогическая диагностика и обследование личности
3.
Педагогич ...
Этикет социальной работы. Понятие этикета
Этика социального работника предполагает и одновременное соблюдение им соответствующего этикета.
Этикет (франц. еtiquette) – установленный порядок поведения где-либо [11, 15-67]. Этикет является феноменом, культурно и исторически обуслов ...
Основное содержание и виды реабилитации
В нашей стране проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями, как молодого, так и пожилого возраста, принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов и пожилых людей выступает в качестве ...
|