Эмпирическое социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на реализацию единой цели - получения объективно достоверных данных об исследуемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования.
В зависимости от многих оснований, в том числе целей, глубины и специфики требуемого анализа предмета, выделяют следующие виды эмпирических социологических исследований (табл. 1).
Таблица 1 - Виды социологических исследований
Теоретические |
По цели |
Эмпирические |
По задачам |
По частоте проведения |
По масштабности |
Разведывательные |
Описательные |
Аналитические |
Разовые |
Повторные |
Международные |
Общенациональные |
Региональные |
Отраслевые |
Локальные |
Пилотажные |
Панельные |
Лонгитюдные |
Монографические | | | | | | | | | | |
Разведывательное (пилотажное, зондажное) - наиболее простой вид исследования для решения ограниченного круга задач. Это, по существу, «обкатка» инструментария: анкеты, бланка-интервью, опросного листа и др. Такое исследование имеет упрошенные программу и инструментарий, а его выборочная совокупность составляет от 20 до 100 человек. Обычно оно предваряет глубокое изучение проблемы: уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. В ходе разведывательного исследования ученый получает оперативную социологическую информацию.
Описательное - более сложный вид исследования, позволяющий получить относительно целостное представление об изучаемом объекте. Оно проводится, если объект анализа представляет собой сравнительно большую совокупность с различающимися характеристиками. В процессе описательного исследования ученый выделяет в структуре объекта однородные группы (например, по уровню образования или полу), что дает возможность сравнить интересующие характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Сбор эмпирических данных проводится одним или несколькими методами. В последнем случае достоверность и полнота информации повышаются, что способствует получению более глубоких выводов и формулированию научно выверенных рекомендаций.
Аналитическое исследование направлено не только и не столько на описание элементов изучаемого явления или процесса, сколько на выяснение причин их зарождения и развития. Смысл такого исследования заключается в выявлении причинно-следственных связей. Причем, если в описательном исследовании определяется связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, обусловливает ли эта связь то или иное явление. Аналитическое исследование дает возможность изучить совокупность многих факторов, детерминирующих то или иное социальное явление. Оно требует детально разработанных программы и инструментария. Этот вид практически завершает разведывательное и описательное исследования, дающие лишь предварительное представление об определенных сторонах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер, его разновидностью служит, например, социальный эксперимент.
Рекомендуем к прочтению:
Влияние насилия в компьютерных играх на подрастающего поколения
Насилие в компьютерных играх – насущная для общественности (а особенно для игровой) проблема. Однозначного мнения по этому вопросу нет до сих пор. Можно ли считать его положительным фактором или требуется считать отрицательным? Как виртуа ...
Детская музыкальная школа
На территории посёлка находится детская музыкальная школа. Её посещают 93 воспитанника. В школе ведётся преподавание по классу:
· фортепиано,
· баян,
· аккордеон,
· скрипка,
· цимбалы,
· платный кружок эстрадного танца (открылся в 2 ...
Личностно-ориентированный подход в решении проблем
общения у пожилых людей в Центре социального обслуживания. Опыт практических учреждений по решению проблем
коммуникативной деятельности людей пожил
Жизнь пенсионеров в ЦСО скрашивается, в основном, социально-бытовым и медицинским обслуживанием; наличием общения, питанием.
Совершенствование деятельности ЦСО должно быть направлено на решение целого комплекса организационно-управленчес ...
|