Сущность, виды и методика социологического исследования
Страница 2
Материалы и статьи » Анализ данных социологии » Сущность, виды и методика социологического исследования

Разовое (точечное) исследование информирует о состоянии и количественных параметрах какого-либо явления или процесса в момент его изучения, которое в определенном смысле может быть названо статическим. Информация, полученная в ходе исследования, отражает моментальный «срез» объекта, но не выявляет тенденций и направленности его развития.

Повторное исследование позволяет судить о динамике развития объекта, проводить сравнительный анализ данных. Интервалы повторных исследований зависят от особенностей исследуемого объекта. В социологии различаются два вида повторных исследований:

1) панельные, изучающие одну и ту же социальную проблему через определенный интервал времени по единым программе и методике. Результаты таких исследований дают возможность обновлять и обогащать информацию, выявлять динамику, направленность и тенденции развития;

2) лонгитюдные, означающие повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам с использованием единого инструментария [8, с. 33-46, 58-72].

Монографическое исследование направлено на всестороннее, «глобальное» изучение определенного объекта как представителя класса аналогичных объектов. Его дополняют методы других наук - истории, экономики, культурологии, лингвистики, психологии. Когортное исследование изучает специфические совокупности людей в течение определенного времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (создание семьи, поступление в вуз и т.д.). Так, когорту, выделенную по году рождения, называют поколением, по участию в войне - участниками войны и т.д. Международные исследования предусматривают сопоставление явлений и процессов, происходящих в различных странах. Это методологически сложные исследования, поскольку различные менталитет, культурный опыт, национальные традиции, а также специфика изучаемых проблем затрудняют интерпретацию и задач, и полученных результатов, а также выбор стратегии исследования.

Важно отметить, что социальное явление или процесс, независимо от сложности и специфики, может изучаться на уровне разведывательного, описательного либо аналитического исследования, имеющего точечный или повторный характер и использующего различные методы сбора первичной информации. В свою очередь, любой вид социологического исследования возможно применить к анализу любых явлений и процессов, получить определенный объем научной информации. Качество социологической информации о сложных объектах повышается, если до основного исследования будет проведено пробное. Его можно считать генеральной репетицией главного исследования, поскольку оно позволяет сделать первые выводы об успешности этапа подготовки к основному исследованию и об ожидаемых результатах. Эмпирическое социологическое исследование может быть сплошным, когда опрашивается вся генеральная совокупность, монографическим и выборочным. Эмпирическая социология имеет свои формализованные правила сбора, обработки и анализа информации о тех или иных социальных процессах и явлениях, которые образуют ее структуру (методы, технику, процедуру исследования). Метод в эмпирической социологии означает совокупность основных приемов и способов сбора, обработки и анализа эмпирических данных. Техника эмпирического социологического исследования включает совокупность организационных приемов, направленных на эффективное использование метода. Процедура эмпирического социологического исследования - это последовательность всех операций, каждая из которых основана на определенной технике, общая система действий и способов его организации.

Эмпирическое социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Методологический уровень включает в себя теоретический подход исследователя, основанный на его научных позициях, с помощью которого объясняются и интерпретируются социальная проблема, предмет и результаты исследования. Методический уровень отражен в теории измерения социальных явлений и процессов, разработанных в ней методах сбора и обработки первичной информации. Процедурный уровень - это непосредственная организация проведения эмпирического исследования. Реализация всех трех уровней позволяет создать некоторую социологическую модель, которая может служить основой для объяснения изучаемого социального явления, решения социальной проблемы.

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Групповая психология и теория подражания
В конце 19 века становится все яснее, что ни психология индивида, ни абстрактный «народный дух» не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Следовательно, вырос интерес к изучению группового массового поведения и тех психологиче ...

Объект и предмет исследования
Объект исследования – это деятельность людей и те условия, в которых она осуществляется. Объектом исследования могут быть большие или малые социальные группы. Другими словами, объект исследования – это определенная совокупность свойств и ...

Виды образовательного мониторинга
Образовательный мониторинг проводится на различных уровнях управления общим средним образованием. На этой основе, как правило, можно выделить следующие виды образовательного мониторинга: · государственный; · региональный; · локальный ...