Процесс приобщения к культуре поколений наблюдается на всех этапах развития человечества. В любом обществе, архаичном или современном, возникает необходимость передачи социального опыта, знаний и умений от старших поколений к младшим. Для осуществления трансляции культуры в духовной сфере жизни общества сформировался такой социальный институт, как образование.
В ХХ в. коренным образом изменилось мировое сообщество, значительные изменения претерпели материальное и духовное производство, культурные стандарты, по-иному стали смотреть на роль и содержание образования в современном мире. Развитие системы образования в качестве стратегической социальной программы становится приоритетной задачей внутренней политики во многих государствах мира вследствие высоких требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников средних учебных заведений, к квалификации специалистов с высшим образованием, к их духовному облику, а также необходимости непрерывного образования в современном обществе.
Россия, входящая в группу стран с наиболее высоким человеческим потенциалом во многом благодаря своей образовательной системе, также берет стратегический ориентир на накопление самого мощного социального капитала - знаний, которые превращаются в духовность личности, профессионализм работников, высокие технологии, культуру производства[10].
В современном мире образование характеризуется следующими чертами:
1) демократичность (равный доступ к образованию);
2) интегративность (охват всего жизненного периода);
3) всеобщность (объединение различных образовательных cстадий и структур);
4) гибкость (использование разнообразных форм, средств и методов обучения).
Расширяется педагогическое пространство: изменяются стратегические ориентиры образования и роль преподавателя в учебном процессе, появляются новые образовательные технологии, меняется содержание учебных дисциплин. В настоящее время можно выделить следующие стратегические ориентиры образования:
Ø теоретический фундаментализм, ориентирующий образование на новейшие теоретические достижения в современной науке, перевод научных текстов на язык учебно-познавательной деятельности;
Ø познавательная целостность учебного знания, обусловленная современными представлениями о мироцелостности, о eдиной сущности креативных процессов самоорганизации в природе и обществе как сложноорганизованных системах;
Ø гуманитаризация, связанная с развитием творческих способностей учеников и направленная на развитие их эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности. Гуманитаризация должна ориентировать индивидов на необходимость понимания той социокультурной среды, в которой им приходится жить, и понимания людей иной культуры;
Ø Методологизм;
Ø Плюрализм.
Сейчас основной проблемой стал поиск новых методологических ориентиров познавательной деятельности, изменились цели и задачи образования. В содержательном плане наметился переход от теоретизма к методологизму, от усвоения различных теоретических конструкций к усвоению многообразных способов познавательной деятельности. Это предопределило необходимость включения в современные образовательные программы новейших концепций и теорий, представляющих собой альтернативные картины мира.
Рекомендуем к прочтению:
Heкоторые обобщения
Представленная читателю краткая информация необходима для выбора конкретного метода исследования конфликтов. Она может быть полезной лишь при определенных условиях.
1. Исследовательский процесс должен рассматриваться как единое целое, а ...
Социальный портрет юной матери
Исследования репродуктивного поведения молодежи [39] показывают, что при равных условиях снижения возраста сексуального дебюта для юноши первый сексуальный опыт – это приобретение для девушки – это, во все времена, - потеря. Мамы часто на ...
Зарождение интеракционизма
В центре внимания интеракционизма стоит процесс взаимодействия индивидов. Но сама личность, выступающая субъектом этого взаимодействия, понимается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к определенным социаль ...
|