Способы разрешения конфликтов

Разрешение конфликта - многоэтапный процесс, имеющий свою логику.

1. Аналитический этап - сбор и оценка информации по следующим проблемам:

-объект конфликта

-оппонент

-собственная позиция

-причины и непосредственный повод

-социальная среда

-вторичная рефлексия

2. Прогнозирование варианта решения:

-наиболее благоприятный

-наименее благоприятный

-что будет, если просто прекратить действия

3. Действия по реализации намеченного плана

4. Коррекция плана

5. Контроль эффективности действий

6. Оценка результатов конфликта

Стратегии разрешения конфликта

- основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.

Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам:

Односторонний выигрыш; Односторонний проигрыш; Взаимный проигрыш; Взаимный выигрыш.

Данные варианты нашли отражение в конкретных стратегиях переговоров Р.Фишера, У.Юри, У.Мастенбрука и других исследователей.

Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания., П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.

Наилучший способ регулирования социального конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.

В производственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.


Рекомендуем к прочтению:

Национальная модель социальной защиты Республики Беларусь, особенности ее формирования. Структура органов государственного управления в области социальной защиты населения
Государственное регулирование системы социального обслуживания населения, условия предоставления социальных услуг, получения социальных льгот регулируются законами Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (2000 г.), «О государствен ...

Функции, структура и динамика развития семьи
Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности и семь ...

Основное содержание и виды реабилитации
В нашей стране проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями, как молодого, так и пожилого возраста, принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов и пожилых людей выступает в качестве ...