Структура общества
Страница 1

Рассмотрение этого вопроса целесообразно начать с уяснения того, что такое «структура». Под структурой обычно понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Как это понятие соотносится с рассмотренным ранее понятием системы? Система - это более широкое понятие, характеризующее все множество проявлений некоторого сложного объекта - его элементы, строение, связи, функции и т.д., в то время как понятие структуры выражает лишь то, что остается устойчивым при различных преобразованиях системы. Выявление структуры системы предполагает выделение в ней главных, системообразующих, и второстепенных элементов.

Представление об обществе как системе, едином организме явилось результатом длительного развития философской мысли. Представление о системности в природе и в обществе возникло еще в античной философии, что нашло свое отражение в противопоставлении понятий «хаос» и «космос». Проблему системности общественной жизни наиболее активно разрабатывали также мыслители XIX - XX вв.: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Ими было определено содержание основных для решения данной проблемы понятий и категорий. При этом диапазон системообразующих факторов, указываемых ими, был чрезвычайно широким: от духовных ценностей до экономических отношений; Так Л. Мечников, Г. Бокль, Ш. Монтескье полагали, что определяющими в общественной жизни являются так называемые географические факторы - пища, климат, почва; Тобино и Гумплович считали определяющим фактором расовую принадлежность, К. Маркс - способ производства, Э. Дюркгейм - разделение труда, О. Конт - смену типов мировоззрения. Существует множество мнений по, этому вопросу, но проблема заключается не столько в том, какой именно фактор общественного развития считать системообразующим, а в том, возможно ли это сделать вообще.

Так, одни философы уверены в возможности выделить один системообразующий фактор на все времена (например, у Маркса это экономический фактор); другие говорят, что он может изменяться в зависимости от региона или исторической эпохи (С.Г. Спасибенко, Л.Е. Гринин.). Например, Л.Е. Гришин полагает, что история предстает не как реализация одного-несколышх факторов-констант» а как процесс изменения силы различных факторов, исчезновения одних и включения других. Значение одних движущих сил уменьшается, других •- возрастает.

В.Т. Пуляев считает, что «преклонение перед монофакторами, в частности экономической моделью развития, делает картину социальной жизни плоской, лишает ее богатства, сложности, многомерности. Старая привычка опираться на монистическое объяснение мира должна быть преодолена». Наконец, третьи отстаивают многофакторный подход, говоря о взаимном влиянии факторов и потому предпочитая главный фактор не выделять вообще. Последний из указанных подходов развивали М.М. Ковалевский, Г.В. Плеханов и др. Многофакторный подход хорош своей демократичностью, но в то же время является достаточно аморфным, что, возможно, снижает его познавательную ценность.

По мере выявления философской мыслью сложности и многообразия общественной жизни постоянно усиливалось стремление философов отыскать какое-то общее основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие. Приходится констатировать, что все еще встречаются типологические схемы, в которых имеет место логическая ошибка «деление по разным основаниям»: так, одни подсистемы общества выделены по деятельностному основанию (сфера хозяйства), другие - по институциональному (политическая сфера как совокупность отношений между классами, нациями и государствами), а третьи - по субъектному (социальная сфера, понятая кщ совокупность естественно-исторических общностей людей). При этом под сферой обычно понимают развитую, саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся подсистему общества.

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Проблемы социализации детей-инвалидов и толерантного к ним отношения
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов детей с нарушениями психического и физического развития. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Инвалидность у детей оз ...

Кадровая политика
В кадровой политике в бизнесе используется ряд понятий для обозначения объекта управления: человеческий фактор, человеческие ресурсы, трудовые ресурсы, рабочая сила, работники, персонал, кадры и др. Для четкого определения объекта кадро ...

Логический анализ (интерпретация) и операциональное определение основных понятий
Культура повседневности студентов - мир повседневной жизни и повседневных практик, а также знания в виде опыта жизнедеятельности, ценности, нормы, традиции, верования, образцы, умения и навыки, необходимые для жизни в социальной и культу ...