По-видимому, он заключается в попытке объять необъятное: с одной стороны, учитывать специфику гуманитарного (и исторического, в частности) познания, которая заключается в том, что исторический факт - не «голый». Он не может не отражать ценностные идеалы, мировоззрение историка, которые проявляются уже на ранних стадиях исторического познания - на стадии отбора фактов и их компоновки. В связи с этим меняется характер социального познания: это уже не поиски объективного смысла истории и даже не совсем выявление смысла истории в рамках разных культур. Прежде всего - это попытка придать истории понятный нам смысл.
Следует учесть и такое обстоятельство, как незавершенность истории. Об этом хорошо написал К. Ясперс: «При таком понимании даже прошлое не завершено: оно продолжает жить, его решения не полностью, а лишь относительно окончательны, они могут быть пересмотрены. То, что было, может быть истолковано по-новому. То, что казалось решенным, вновь становится вопросом. То, что было, еще откроет, что оно есть. Оно не лежит перед нами как останки былого. В прошлом заключено больше, чем было извлечено до сих пор объективно и рационально. Мыслящий человек еще сам находится в развитии, которое и есть история, он незавершен и поэтому, - обладая ограниченным полем зрения, стоя на холме, а не на высоте, откуда открывается широкий горизонт, - видит, в каком направлении могут идти возможные пути, но не знает, что является истоками и целью целого. Поэтому историю можно рассматривать как сферу опыта, поэтому единство тонет в бесконечности возможного. Нам остается только вопрошать».
Итак, вкратце рассмотрены основные подходы к решению проблем общественного развития. Чтобы различия между ними стали более рельефными, приведем таблицу (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Решение проблем социального развития на различных этапах развития науки
Аспекты социальной теории |
Классическая наука |
Неклассическая наука |
Постнекласссическая наука |
Гносеологическая основа |
Абсолютная истина |
Относительная истина |
Аксиологические факторы |
• Социальная . теория |
Теория общественно-экономических формаций |
Теория локальных цивилизаций |
Социальная синергетика ' |
Характер исторического процесса |
Единая закономерная история |
Множество изолированных цивилизаций |
Интеграция культуры на основе универсальной системы ценностей |
Смысл истории |
Поиски объективного смысла истории |
Выявление смысла истории в рамках ' различных цивилизаций |
Придание истории ' понятного нам -смысла |
Механизм социального развития |
Жесткий детерминизм |
Вероятностный детерминизм |
Выбор субъектом цели (аттрактора) |
Направленность социального развития |
Однонаправленность (прогресс) |
Многовариантность (цикличность) |
Сочетание однонаправленности и многовариантности («веер» возможностей и направлений) |
Фундамент общества |
Экономический базис |
Религия или другие духовные явления |
Любой элемент системы |
Роль личности в истории |
Человек как производительная сила |
Личность как носитель судьбы культуры |
Движущая сила истории |
Рекомендуем к прочтению:
Способы самозащиты от наркомании
Перечислим способы самозащиты подростков, а также юношей и взрослых людей от наркомании.
1) каждый человек должен иметь представление о сущности наркомании, способах вовлечения в нее, о ее признаках. Обеспечить усвоение таких знаний подр ...
Социальная роль и социальный статус человека
Каждый человек, живущий в обществе, включен в различные социальные группы (семья, школьный класс, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, от него ждут определенных поступков. Один и тот же ч ...
Этапы и стадии развития социальных конфликтов
Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта. Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия. Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий[9]:
* один участник созн ...
|