Проблеме методов в социологии О. Конт уделял особое внимание в связи с особенностями позитивизма как учения, основанного на сборе точных фактов и их проверке. Для того чтобы социологическое знание было точным, строгим, объективным, научным, соответствующим критериям должны отвечать инструменты и средства его получения, т.е. методы.
Основным методом исследования в социологии Конт считал наблюдение социальных фактов. При этом под ними понималось наблюдаемое физическое поведение людей. Именно социальное наблюдение должно было поставить социологию в ранг науки, придать анализируемому материалу характер объективности — точно так, как это имело место в физике. Социология для Конта является наукой, основанной на естественнонаучном способе изучения фактов. В реальности он не сумел воплотить в социологии естественно-научный тип (способ) получения знания. [Громов, Мацксвич, Семенов. 1996. С. 27].
Чтобы быть надежным источником получения знаний, наблюдение социальных фактов должно опираться на законченную теорию (у Конта это позитивная философия), иначе есть риск запутаться в их бесконечном многообразии. Это — первое условие эффективности применения метода наблюдения. Второе условие заключается в том, что социальное наблюдение предполагает четкое разделение его субъекта и объекта. По Конту, в социологии возможно наблюдение только «со стороны» (подобное тому, какое существует в науках о природе). Метод «включенного наблюдения», который в эмпирической социологии XX в, стал одним из популярных нравов, обычаев, традиций изучаемых народов. Третье условие эффективности социального наблюдения, согласно учению Конта, определяется необходимостью преодоления иллюзии легкости наблюдения в социологии, поскольку исследователь является как бы сам участником событий. Основатель социологии считает, что «наблюдатель» должен уметь уходить от давления личного и группового интереса, не поддаваться ему, равно как и влиянию определенных предрассудков.
Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент — наблюдение за изменением явлений под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Он различал непосредственный и опосредованный эксперимент. Чаще всего, по его мнению, применяется последний, выступающий как наблюдение за переменами, кризисами, патологическими отклонениями в обществе, наконец, за резкими социальными потрясениями. Такое наблюдение (опосредованный эксперимент) помогает лучше понять нормальное состояние общества. Что касается непосредственного эксперимента, то возможности его ограничены ввиду сложности осуществления контроля и искусственного изменения социальных факторов.
Третий метод в социологии, о котором Конт много писал, — сравнительный, состоящий в сопоставлении жизни народов и деятельности государств. Социолог говорит о трех основных видах сравнения: а) сравнение нравственных и интеллектуальных факторов, оказывающих влияние на жизнь обществ, народов и государств; б) сравнение различных, обществ, сосуществующих синхронно, но не влияющих друг на друга, что позволяет обнаружить общее в развитии различных народов; в.) сравнение различных состояний одного и того же общества, социального положения различных классов и групп — для того, чтобы выявить определенные этапы развития этого общества.
Отсюда следует интерес Конта еще к одному, четвертому методу — историческому. Именно этот метод способен, по его мнению, поднять науку до уровня позитивной. Задача исторического метода состоит в том, чтобы сравнить последовательные состояния общества с учетом связи прошлого, настоящего и будущего. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей развития общества.
Рекомендуем к прочтению:
Американские социологи и социологические центры
Исследователи истории американской социологии придерживаются различных мнений относительно момента, с которого следует вести летопись этой дисциплины. Далеко не все авторы готовы признать факт существования трудов по социологии в период, ...
Положительные и теневые аспекты специальности
Социальная педагогика, или педагогика отношений в социуме, рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влия ...
Методические подходы к решению проблем общения у
пожилых людей. Изучение проблем общения людей пожилого возраста
Характеризуя социальный статус людей старшего поколения в России, многие авторы указывают на распространенность одиночества и вызываемые им проблемы (Комаров Ю.М., 1995; Белоконь О.В., 1995; Потехина М.В., 1995; Дартау Л.А., 1995; Гехт И. ...
|