В социологии О. Конта стремление к реформированию научного знания тесно сочеталось с намерением использовать его для позитивного совершенствования общества. Не случайно он претендует на создание системы позитивной политики и пишет работу под аналогичным названием, развивая в то же время активную практическую деятельность по преобразованию общественного сознания. Следует отметить, что и теоретическая, и практическая деятельность в области «позитивной политики» приходится на последний период жизни Конта (конец 1840-х — 1850-е гг.). По существу, это было определенное подведение итогов того, что удалось сделать, и стремление успеть что-либо еще совершить в интересах человечества. Социолог вторгается в сферу социальной политики и пытается создать для ее изменения позитивную программу, которая помогла бы лучше обустроить общество, причем речь идет не только и даже не столько о конкретной стране — Франции, но о Человечестве в целом.
Смысл этого обустройства — установление гармонии всех классов в обществе на основе сохранения частной собственности, достижение консенсуса между ними. Прообразов консенсуса классов выступает для Конта консенсус, существующий в семье между ее членами на основе господства альтруистических социальных чувств. Именно эти чувства противопоставляются эгоистическим, разъединяющим и членов семей, и классы. Альтруистические социальные чувства, наоборот, способствуют их объединению и укреплению общественной солидарности. (Небезынтересно отметить, что Конт был одним из первых среди тех, кто ввел и активно использовал понятие альтруизма.) Суть нравственного учения позитивизма и соответствующей ему позитивной социальной политики Конт видит в возвышении альтруизма над эгоизмом, общественных интересов над личными.
Только такой порядок может привести к социальному прогрессу. Социолог резко выступает против всякого рода революций и считает, что преобразование общества должно осуществляться путем нравственного и духовного обновления каждого его члена.
Особое внимание он уделяет пролетариату, считая, что этот класс способен «стать опорой для духовной власти», потому что «более всякого другого класса общества естественным образом приспособлен понимать и в особенности чувствовать действительные нравственные начала, хотя он и не в состоянии их привести в стройную систему» [Конт. Общий обзор позитивизма. 1996. С. 127]; Для достижения этой цели — превращения пролетариата в опору для духовной власти — необходимо, по мнению Конта, привести в действие нравственную и политическую силу преобразованного общественного мнения.
Нельзя не отметить тенденции авторитаризма и даже тоталитаризма в связи с провозглашением необходимости установления контроля за поведением людей, которое должно быть «на виду у всех». Конт, по существу, отрицает гражданские права и свободы личности и настаивает на вмешательстве властей (государства) не только в общественную, но и в личную жизнь.
Одно из направлений позитивной политики Конта было связано с его попыткой создать «позитивную религию» (в связи с этим следует отметить, что полное название его работы о позитивной политике сформулировано так: «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества»). Разочаровавшись в возможностях просветительской деятельности, которая сыграла бы решающую роль в преобразовании общества, Конт прибегает к попытке создать новую «мировую религию» — религию Человечества, в основе которой были бы все те же принципы позитивизма. В этцй религии нет Бога, но вместо него выступает общество, которому индивид должен поклоняться и которое должен почитать как «Верховное существо», поскольку в жизни Человека все зависит именно от этого существа.
Рекомендуем к прочтению:
Виды обеспечения военнослужащих Российской
Федерации и их правовое содержание
В настоящее время в юридической и военной литературе сложилось понятие о нескольких видах обеспечения военнослужащих: денежное довольствие, продовольственное обеспечение и вещевое обеспечение. Они носят материальный характер обеспечения в ...
Перепись населения
«Перепись населения — это общий процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной ча ...
Социальное развитие молодежи
Следует учитывать, что не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких свойств, как необратимость и направленность. Если первое свидетельствует о его устойчивости, то второе придает внутреннюю в ...
|