О. Конт ставил перед собой задачу создать новую классификацию наук, которая охватила бы все сферы знания. Им даже был сформулирован специальный «закон классификации», касавшийся шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии. Основаниями для такой классификации явились, по Конту, два главных условия — догматическое и историческое. «Первое состоит в расположении наук согласно их последовательной зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую; второе предписывает располагать их сообразно ходу их действительного развития, переходя всегда от более древних к более новым» [Дух позитивной философии; 1996, С. 85].
Конт подчеркивал особую роль социологии по отношению к другим наукам. Социология «возвышается» над остальными науками, определяет «гуманитарную» цель каждой из них. Поскольку, по Конту, социология занимается изучением общества как целого.
Следовательно, все, связанное с индивидом, автоматически исключается из сферы интересов социологии и становится объектом внимания биологии. Так, из Контовской социологии «исчез» индивид как субъект социального действия, реальный источник общественной активности. Индивид не рассматривался автором самостоятельно, изолированно от общества, изначально не составляя особого предмета исследования. По существу можно говорить об антииндивидуализме всего «позитивного учения» французского социолога.
Он воспринимал состояние общества, в котором находился, как кризисное, Причем сам этот кризис рассматривался им комплексно — и в социальном, и в нравственном, и в интеллектуальном отношениях. Причин кризиса было несколько, но для Конта главной выступали разрушение старых социальных институтов, норм и связей и несформированность новых.
Основным средством преодоления кризиса французский мыслитель считал создание и распространение новой, «позитивной» науки об обществе.
С одной стороны, и во включенности ее в общую научную картину и соответствующую классификацию наук — с другой. Новую позитивную науку об обществе он назвал сначала социальной физикой, а позднее (в 1839 г.) социологией. Введение нового научного термина автор объяснял не своей приверженностью к неологизмам, а необходимостью создания специальной науки для выявления и описания фундаментальных законов общества.
Конт полагал, что с помощью новой позитивной науки об обществе удастся его изменить. Он был убежден, что социальное устройство и вся его деятельность основаны на общественном мнении. Об этом говорят даже названия некоторых глав его работы «Общий обзор позитивизма»: «Нравственная и политическая сила преобразованного общественного мнения», «Организация общественного мнения», «Философские органы общественного мнения», «Необходимое сочетание трех элементов общественного мнения: доктрина, сила и орган». Социолог разум превращает в основной инструмент общественного прогресса.
Главный методологический принцип при изучении мира общества, — целостный и системный подход. Общество выступает как своего рода организм, социальная система, элементы которой выполняют специфические функции и служат ее требованиям. Социология же призвана открывать законы функционирования и развития этой системы.
Конт имеет в виду законы умственного, точнее говоря, духовного развития общества, но никак не касается его социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры. Социология Конта не игнорирует проблематику труда.
Отдельно он пишет о разделении труда. Конт видит его не в развитии экономических связей (поскольку они, по мнению социолога, создают стабильность общества), а в укреплении солидарности классов, социальных групп и даже семей. Спустя полстолетия этой идеей усиления социальной солидарности через процесс общественного разделения труда воспользуется еще один классик мировой социологии — Э. Дюркгейм.
Рекомендуем к прочтению:
Общая модель деятельности социального работника в индивидуальной работе со
случаем
Общая модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде:
1-я стадия: Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях (начальная стадия процесса)
Это первый ...
Социально-психологическое положение пожилых людей.
Старость – это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определённого возраста проявляются инволюционные[14] признаки, что выражается уже в ...
Последствия исторических изменений в функциях семьи
Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д. И.Ф. Дементьева[4] говорит о возникновении новых нетипичных проблем вос ...
|