Сороковые годы 19 века - период становления социологии как науки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) - французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А. Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого - представителя утопического социализма, в дальнейшем О. Конт создал свое учение, которое сначала назвал “социальной физикой", а 1938г. социологией. Это теория была изложена в "Курсе позитивной философии" и "Системе позитивной политики" - главных трудах О. Конта. В этих трудах Конт устанавливает единый закон движения истории и человеческого познания, переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии истории человечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научная, или позитивная.
Переход от одной стадии к другой характеризуется сменой господствующих общественных идей. На первых стадии - теологической, все явления социальной жизни объясняются на основе религиозных представлений, а мировоззрение действиями сверхъестественных сил. Этот период разделяется на три этапа: фетишизм с высшей формой - поклонением небесным светилам; политеизм (наибольший расцвет воображения - античная Греция); монотеизм, когда признание единого духовного принципа ведет к единству многообразных форм духовной жизни, но приглушает воображение. Вторая стадия - метафизическая, является критической по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях мира. Что касается третьей стадии, позитивной, то Конт характеризует ее так: "человеческий Ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как от познания внутренних причин явлений", чтобы заниматься лишь "открытием путем соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений, то есть неизменных отношений последовательности и сходства между ними", т.е. появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития.
Науки (и здесь Конт выступает как наследник французского Просвещения) не являются самоцелью, они служат прогрессу человечества. Социология как позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, которое облегчит политические действия, способствующие развитию государства в направлении "позитивного состояния".
Таким образом, "позитивность" у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой - к социальному устройству. Позитивное состояние является не только средством, но и целью духовно-морального развития, достижения согласия общественных отношений с помощью "естественных законов".
В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строится на более общих науках и потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения. В случае социологии это исторический метод, заключающийся в сравнении предшествующего и последующего состояний и выведении на этой основе законов развития (Приложение 1, табл.1).
Рекомендуем к прочтению:
Долг социального работника перед самим собой
Долг социального работника перед самим собой, в основном, лежит в области его формального и неформального авторитета.
Формальный авторитет специалиста представляет собой авторитет его профессии и должности. Неформальный же является показ ...
Теоретико-методические основы социально-психологической реабилитации
участников боевых действий. Участники боевых действий как
целевая группа социальной работы
Участники боевых действий - граждане, принимающие (принимавшие) непосредственное участие в боевых действиях в составе объединений, соединений, воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и учреждений Вооруженных Сил Рос ...
Каково содержание теоретической модели «экономического человека»?
Экономическая теория при исследовании экономических процессов в своих многообразных разновидностях оперирует обобщенной моделью homo economicus — «человека экономического». В этой модели человек выступает в качестве «чисто экономического ...
|