Г. Спенсер, английский философ и социолог, основатель органической школы социологии, разделил позиции О. Конта и положил в основу социологии идею эволюции. Его труды "Социология как предмет изучения", "Основы социологии" и другие. Спенсер рассматривал общество как целостный организм, сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем Г. Спенсер развивал "теорию естественного отбора", предложенную Ч. Дарвиным, но применительно к общественному организму. Идея эволюции Герберта Спенсера основывалась на научных фактах и данных, а эволюционизм распространяется на все без исключения явления и процессы в природе и обществе - космические, химические, биологические, социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а, следовательно, эволюции.
В системе социологи Герберт Спенсер рассматривает эволюцию как единство двух взаимосвязанных процессов - интеграции, когда объекты переходят от состояния однородности к разновидности, когда объект содержит в себе разнообразные или неоднородные элементы. Общество возникает как объединение людей в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. Бывают и иные пути интеграции в обществе. Везде эволюция проходит одинаково три различные фазы: неорганическую, органическую и сверх органическую. Фазы - основные этапы эволюции, изменяющие друг друга, происходят определенные периоды развития. Изменения космических систем есть развитие неорганических эволюций, а возникновение растительного и животного мира - органическая эволюция, а появление человека и общества - сверхорганическая эволюция.
В процессе развития общества появляются новые его структурные единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. В последствии этот подход был назван "социальным дарвинизмом".Г. Спенсер считал, что:
Во-первых, общество и организмы в отличие от неорганической природы, растут и развиваются.
Во-вторых, процессы роста общества и организмов сопровождаются увеличением сложности их органов и частей.
В-третьих, в общественных и живых системах прогрессивная дифференциация структуры сопровождается усложнением и дифференциации их функций.
В-четвертых, в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур.
В-пятых, в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма отдельные их части могут определенное время продолжать существовать самостоятельно.
Аналогия общества с живым организмом позволила Г. Спенсеру выделить внутри общества три различные подсистемы:
1. поддерживающую
2. обеспечивающую производство источников питания (экономика)
3. распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и основанную на разделении труда, и регулирующую, обеспечивающую подчинение отдельных частей целому (государственная власть).
Анализируя социальную структуру общества, Г. Спенсер выделил шесть типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Он впервые ввел в научный оборот термины: социальная система, социальный контроль, социальный институт, структура и функция. В рамках позитивистского направления возникли и так называемые концепции одного фактора. Они объясняли общественную жизнь через какой-то один фактор, который они считали главным в общественном развитии.
Рекомендуем к прочтению:
Социология революции
Маркс допускал разные формы классовой борьбы. Он не отрицал значимость мирных форм борьбы в рамках профсоюзного движения, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере, в ранний период развития капитализма, не разрешит проблему ант ...
По характеру взаимоотношений между их членами.
Первичные группы – такие, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей (семья, дружная компания).
Две важнейшие функции первичных групп:
1) Уникальное значение в социализации индивида
2) Важнейшее ...
Профессиональная мобильность
Способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.
Форма социальной мобильно ...
|