Возникновение и развитие социологии ХIХ века
Страница 8
Материалы и статьи » Становление и развитие социологии в XIX веке » Возникновение и развитие социологии ХIХ века

Органицизм Павла Федоровича Лилиенфельда (1829-1903), царского сановника, сенатора, существенно отличается от спенсеровского тем, что в нем принцип аналогии заменяется отождествлением социального и биологического организма. Отличие социального организма от биологического состоит лишь в большем усовершенствовании и сложности общества, хотя оно живет и развивается как все организмы природы. П. Лилиенфельд дополнил органицизм концепцией социальных болезней, которыми называет любые отклонения или нарушения в системе социального организма. Функции врача в таком случае приобретает правительство и государство, чтобы обеспечить социальное здоровье общества.

В Украине, да и в Росии представителем вульгарного органицизма стал социолог Александр Иванович Стронин (1828-1889), сын крестьянина, окончил историко-философский факультет Киевского университета, учительствовал в Нежине и Полтаве, в 60-х годах за связь с народниками сослан и в ссылке написал труд "История и метод", где развивает механистическую теорию общества, употребляя как метод социологического анализа аналогию с механикой. Общество построено пирамидально и основной его закон построения - закон равновесия. С Александром Строниным полемизировали Максим Ковалевский, Николай Михайловский, лев Мечников, Михаил Туган - Барановский и др.

Представитель органицизма французский философ и социолог Альфред Фуллье (1838-1912) пытается примирить различные точки зрения через "высший синтез". Философские взгляды Альфреда Фуллье базировались на признании одухотворения материи (гилозоизм), которая якобы наделена "сознательной свободой", а "идеи силы" лежат в основе эволюции. Основные идеи социологической концепции Фуллье изложены в труде "Современная наука об обществе". Здесь общество рассматривается как целостный живой организм, возникающий в процессе эволюции "идеи - силы". Стало быть, не только природные, но и социальные факторы обусловливают существование общества как единого организма.

Французский биолог и социолог Альфред Эспинас (1844 - 1922) считал, что социальная наука изучает не только аналогии между "клеточками" биологического и социального организма, сколько объединения между существами животного мира, которые напоминают объединения людей в обществе. Если же система соединения клеток составляет организм, то его можно рассматривать как ассоциацию, общество. Поэтому-то любые объединения живых существ в природе называются обществом.

Французский социолог, философ Рене Бормс (1869-1926) в труде "Организм и общество" стоит на позициях вульгарного органицизма, вводит понятие социальная патология, социальная гигиена и др. Ориентация на эволюцию относительно устоявшиеся законы биологического мира исключили, по существу, какие - либо попытки исследования перспектив развития общества. Это шаг назад в сравнении с концепциями общественного договора и философии истории. В начале ХХ в. концепции органистской школы потеряли популярность на фоне новых подходов, отличающихся меньшей описательностью и большей объяснительностью.

Возникший тогда под влиянием достижений биологии социальный дарвинизм в отличие от органицизма, ориентирующегося преимущественно на поиске внешних аналогий между организмом и обществом, стремится использовать законы биологии. Идеи приспособленческого процесса органической эволюции Чарльза Дарвина возникла под влиянием ассоциации, внешней аналогии с борьбой за существование Мальтуса и идеей о свободной конкуренции между индивидами Адама Симта. Здесь научный парадокс: биологическая теория используется для объяснения социального тогда, как Чарльз Дарвин признает, что в основу биологической теории положен принцип социальной борьбы за существование между людьми, взятый из концепции Мальтуса. Учение Дарвина о естественном отборе стимулировало распространение биологических законов к пониманию общества. Среди известных представителей социального дарвинизма социологи - философы Уолт Беджгот, Людвиг Гумплович, Уильям Грехем Самнер, Густав Рантценхофер, Альбиона Смолл и др.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Рекомендуем к прочтению:

Что представляют собой социально-экономические процессы?
На стыке этих двух сфер, в ходе и результате развертывания взаимодействия между ними, возникают социально-экономические процессы. Ядром и субъектом этих процессов является человек, выступающий а) как личность, б) как социальная общность ( ...

Повышайте ваши шансы!
Если вы не уверены, что те, с кем вы говорите о пожертвовании, хорошо знают вашу организацию, придерживайтесь принципа “презумпции незнания” – ваш собеседник знает только то, о чем вы ему рассказали. Если кто-то считает, что ваша НКО усп ...

Опыт социальной работы с пожилыми людьми с ограниченными возможностями в зарубежных странах
Одной из главных целей мирового сообщества, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, является утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. Во всех развитых цивилизованных стра ...