Социальный дарвинизм объединяет биологические теории конца ХIX - начала ХХ ст., которые основываются на сведении законов развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора к положениям теорий, инстинктов, случайностей и т.п. Главная идея состоит в том, что основой социальной структуры есть естественные способности человека. Никакие социологические положения не могут вступать в противоречие с естественно научными законами, которые управляют человеком. Но конкретный состав законов и их понимание не неизменные и в социальном дарвинизме, определялись не столько развитием биологии как науки, сколько социально - политическими симпатиями и устремлениями представителей направления. Это порождало противоречивое многообразие его версий, которые использовались для поддержки широчайшего спектра политических идей - от воинственного консерватизма до марксизма и социализма. Дарвинизм использовался для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности в общественном развитии и свободного от государственного вмешательства рыночного капитализма (Спенсер, Самнер и др.)
Понимание инстинкта как выражения иррационального в коллективном поведении в дарвинизме социальном стало основой для рассуждений о роли расовых различий, об иррациональном в цивилизации и в социальной эволюции, для критики демократии как наиболее благоприятной среды для проявления инстинктов. Между представителями социального дарвинизма имеются значительные расхождения по многим вопросам: одни прямолинейно подчеркивают биологический характер законов в обществе, иные стремятся осторожнее выяснить специфику их проявления и т.д. То общее, что объединяет социальных дарвинистов можно свести к нескольким элементам: натурализация социального определения естественного отбора и борьба за существование как главных социальных определений и анализ в их плоскости социальных конфликтов и соперничества.
Один из представителей социального дарвинизма английский политик, экономист социолог Уолтер Беджгот (1826-1877) в трудах, в частности "Физика и политика" рассматривает борьбу за существование как главный закон социальной эволюции, происходящей вследствие непримиримости между различными социальными группами. В обществе стремление к господству есть социальный вариант действия законов естественного мира, распространяемый на межгрупповую внешнюю борьбу и силовое соревнование индивидов в группе за господствующее положение. Основная борьба идет между группами и воплощается в конфликтах, войнах и т.п., где побеждают более сплоченные общности. В обществе идет постоянное состязание за существование, где побеждают сплоченные социальные объединения и т.п., где нормы и обычаи поддерживаются традициями и помогают побеждать.
Идеи наследственности развиваются в трудах Генри Тарда, но на иной методологической основе. Один из последователей социального дарвинизма польско-австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838-1909) в трудах "Раса и государство", "Расовая борьба", "Социология и политика" и других критикуя бесплодность биологических аналогий в социологии, не связывал свои социологические концепции с эволюционизмом, подчеркивая своеобразие социальных фактов и социальной природы общественных явлений. Концепцию понимания общества Людвиг Гумплович называет монистической, монизмом, понимая естественность законов человеческого существования. Его монизм по существу является натурализмом, основывающимся на "естественных процессах", где социальное есть лишь разновидность законов природы. Он считал, что в основе социологии лежат законы биологии. Но он не переносит механические законы природы на общество, а подчеркивает, что каждый общий закон трансформируется и проявляется через природу тех общественных явлений. Он сторонник концепции социального реализма, где общество рассматривается как субстациональное образование, особая система, не сводящаяся к взаимодействию индивидов. Сущность концепции - человечество не единственное по своим происхождениям и генетично различные социальные общности происходят из различных источников, что и обусловливает неоднородность.
Рекомендуем к прочтению:
Основные источники информации о населении и перепись
населения как один из них
Численность и состав населения беспрерывно меняются во времени: люди рождаются и умирают, вступают в брак, или расторгают его, меняют место жительства, повышают свое образование, осваивают новые профессии. Таким образом, беспрерывно измен ...
Социально-психологические характеристики людей пожилого возраста. Основные социально-демографические характеристики граждан старшего
поколения
Старость – самый тяжелый период в жизни человека, как с физической, так и с психологической точки зрения. Пожилые люди не в состоянии обеспечивать собственные потребности – они нуждаются в поддержке более молодых, трудоспособных членов об ...
Групповая психология и теория подражания
В конце 19 века становится все яснее, что ни психология индивида, ни абстрактный «народный дух» не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Следовательно, вырос интерес к изучению группового массового поведения и тех психологиче ...
|