Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных
Страница 2
Материалы и статьи » Методы анализа эмпирических данных » Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных

Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации. Однако при всем значении получаемых распределений, математических и статистических методов, используемых в исследовании, решающую роль в интерпретации полученных данных играет, прежде всего, сама концепция проводимого исследования, научная эрудиция социолога.

Общая логика интерпретации состоит в превращении статистических данных в показатели, которые выступают уже не в качестве цифровых величин (процент, среднее арифметическое и т.п.), а как социологические данные. Такие показатели – результат интерпретации, несущей определенную смысловую нагрузку.

От возможных крайностей, неумышленных заблуждений исследователя предохраняют ранее выдвинутые гипотезы. Характер проверки гипотез определяется видом исследования.

При пилотажном исследовании гипотеза проверяется соотнесением предполагаемого утверждения с выясненной в результате исследования числовой величины. Например, вероятность утверждения о неудовлетворительном состоянии морально-психологического климата в коллективе не вызывает сомнения, если мы располагаем данными полученными в пилотажном исследовании, о том, что 50% опрошенных идут на работу с полным безразличием, а 12% - ожидая неприятности.

Что касается описательного (а тем более аналитического) исследования, то здесь процедура проверки гипотез значительно усложняется. Так, приведенные выше данные (о состоянии морально-психологического климата в коллективе) сами по себе не дают информации о том, кто эти люди, так как в инструментарии отсутствуют конкретные социально-демографические данные. Следовательно, средние величины – лишь первый шаг на пути исследования. Надо сделать второй, и третьи шаги, чтобы подойти как можно ближе к истине. Для этого из всей совокупности следует выделить однородные по социально-демографическим характеристика подгруппы.

Если необходимо превратить в показатель какую-либо среднюю величину, а сравнить ее с другими величинами затруднительно или вообще не представляется возможным (например, из-за новизны), то эталоном оценки выступают знания исследователя или эксперта по данной проблеме. Допустим, коллектив переведен на новые условия оплаты и стимулирования труда. После года его функционирования проведен опрос, задача которого – оценить ответ на главный вопрос инструментария: удовлетворены ли опрашиваемые новой формой оплаты труда. При этом 57% опрошенных ответили положительно. Оценить этот результат (показатель) можно с оптимистической или пессимистической точки зрения. Для получения объективной оценки нужно хорошо знать проблему и конкретные условия, в которых проходит эксперимент. Это делает или сам исследователь, или приглашенный эксперт.

Другой способ превращения описательного исследования в показатель – сравнение рядов распределения по относительно однородным группам из обследуемой совокупности с помощью внутреннего и внешнего соотнесения. Внутреннее соотнесение – это сравнение между собой элементов числового ряда, внешнее – сравнение двух или более рядов распределения, построенным по двум или более признакам, из которых один – общий для соотносимых рядов. Например, распределение двух разных групп – работающих в новых условиях и по прежним формам оплаты – можно сравнить по уже упомянутому признаку: с каким чувством они ежедневно идут на работу.

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Социальное партнерство, как идеология цивилизованного общества рыночной экономики.
Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом ...

Социальная деятельность и социальные группы. Основные понятия
Активность, деятельность, поведение, социальное действие, мотив, мотивация, интеракция, социальные отношения, группа, квазигруппа, толпа, социальная организация, малая группа, социальная общность, диада, триада, лидер, ингруппа, аутгруппа ...

Образование как социальный институт
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционир ...