В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.
Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей.
Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. Оно выступает в помогающем процессе как один из видов поддержки нуждающегося человека. С другой стороны, этические принципы являются неотъемлемой ценностью, где проявляются отношения и взаимоотношения социального работника с миром профессиональной культуры, к которому он принадлежит. Так, этические принципы, разработанные Национальной ассоциацией социальных работников, охватывают различные стороны профессионального взаимодействия социального работника: профессиональное поведение и взаимоотношения с клиентами, обращение с клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу.
В процессе индивидуальной работы социальный работник должен исходить из того, что клиент имеет не только свои нужды, но и права. Основываясь на профессиональной этике социальной работы, в процессе взаимодействия с клиентом профессионалы руководствуются следующими принципами:
—клиент индивидуален;
—клиент имеет право на выражение своих чувств;
—социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие;
—клиент не должен чувствовать со стороны социального работника отторжения, он должен быть «принят»;
—он не должен чувствовать со стороны социального работника, что его «оценивают»;
—клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;
—клиент имеет право на конфиденциальность.
Надо сказать, что, помимо перечисленных принципов, в практике индивидуальной работы формируются дополнительные принципы, запрещающие социальному работнику в определенных случаях следовать за клиентом, поскольку это будет ограничивать степень самостоятельности самого социального работника. Среди этих принципов можно выделить следующие:
• никогда не следует помогать «третьему лицу» — тому, кого вы не видели и с кем не обсуждали его ситуацию;
• никогда не верьте, что человек совершенно беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания);
• не пытайтесь заставить другого человека во что бы то ни стало чувствовать себя лучше;
• не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь его убедить сделать, с вашей точки зрения, правильны выбор.
Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.
Рекомендуем к прочтению:
Модели социального обслуживания пожилых людей
Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы досуга проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома – и ...
Программа переписи населения
Переписи проводятся практически во всех странах мира, во многих из них регулярно, не реже чем каждые десять лет. Переписи населения дают уникальную информацию о численности и составе населения по полу, возрасту, национальности, образовани ...
Приложения
Приложение 1
Субъекты РФ
Индекс неблагополучия
Республика Тыва 643
Магаданская область 488
Чукотский автономный округ 464
Камчатская область 407
Республика Алтай 395
Республика Бурятия 388
Читинская область 365
Сахалинская облас ...
|