Как уже отмечалось, представленные методики направлены на измерение уровня межэтнической напряженности и изучение эмоционально-оценочных, когнитивных и поведенческих компонентов этнической идентичности[4].
Данная модель предложена руководителем сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов профессором Валерием Тишковым и обсуждена участниками сети на семинаре в октябре 1995 года (Лимассол, Кипр). В целях совместимости и глобальных сравнений модель использует интерактивную матрицу, разработанную Верховным комиссаром ООН по делам беженцев для предупреждения перемещений населения на уровне страны, но она имеет существенно иной набор индикаторов и может использоваться на уровне страны, региона (республики, края, области), района и отдельной общины.
С 1996 года началась работа по исследовательскому проекту «Этничность, конфликт и согласие» в рамках программы ЮНЕСКО MOST (Management of Social Transformations). К ней были привлечены, прежде всего, те участники сети этнологического мониторинга, которые в ходе сложной и требующей значительных аналитических усилий апробации модели и интенсивного сбора дополнительных материалов продемонстрировали высокое качество результатов.
Авторы проекта исходили из представления, что сравнительный анализ конфликтных ситуаций и развитие обеспечивающей его информационной сети являются важными элементами этнополитологической экспертизы, призванной обеспечить взвешенные и сбалансированные решения в области разрешения конфликтов.
Интерактивная матрица
Категория № Индикатор
Оценка Среда и
ресурсы
1. Состояние воды (питьевая, ирригация, водные пути, промысел)
2. Земельные ресурсы (качество и цена, размер на человека, доступ, лес и др. угодья)
3. Недра (использование, доступ, пользователь, дивиденды)
4. Техногенное воздействие (опасные производства, выбросы, отходы, изъятия, компенсации)
5. Бедствия и катастрофы (стихийные, экологические, промышленные, спровоцированные)
Демография и
миграции
6. Расселение (динамика численности, этнические пропорции, степень и динамика урбанизации)
7. Смешанные браки и степень разводов
8. Естественное движение населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни)
9. Механические движения населения (миграции, беженцы и переселенцы, временные жители)
Власть,
государство и политика
10. Государственно-административный статус
11. Доктрина и режим власти (федерализм, унитаризм, местное управление, партии и движения, выборы и смена власти, госпрограммы разного уровня)
12. Этническое представительство (в органах власти, бизнесе, информационной и научно-образовательной сфере)
13. Отношения «центр-периферия» (правовые основы, переговоры, контакты, выгоды и обязанности)
14. |
Права человека и коллективные права (правовая обеспеченность, нарушения, контроль, правозащитная деятельность) |
15. |
Общественный порядок и контроль за оружием, судебные разбирательства и исполнение). |
16. |
Компетенция и авторитет властей и лидеров. |
17. |
Официальная символика и календарь. |
Экономика и 18. социальная сфера. |
Производство и динамика цен. |
19. |
Уровень и расхождение доходов. |
20. |
Занятость и безработица. |
21. |
Разделение труда (этническое, региональное, отраслевое, на уровне обмен, обмен услугами, торговое посредничество, престиж занятия). |
22. |
Социально-профессиональная мобильность (продвижение этнических групп, изменение статуса в трудовой деятельности, наличие маргиналов и их состав). |
23. |
Участие в приватизации, купле-продаже земли. |
24. |
Состояние социальной защищенности. |
25. |
Преступность и бытовое насилие. |
Культура, 26. образование, информация |
Культурное доминирование. |
27. |
Религиозная жизнь (конфессиональный состав и изменения, наличие и доступность храмов, возможность отправлять обряды, наличие и состояние святынь, лидеры и прозелитская деятельность, роль в государстве, регионе, общение). |
28. |
Языковая ситуация (законы и инструкции, язык власти, бизнеса, образования, информации и межгрупповых контактов). |
29. |
Школьное образование (доступ, обеспеченность, гарантии, состав учителей, учебные материалы). |
30. Высшее образование (условия поступления, состав студентов, содержание программ, студенческая жизнь). |
31. Средства массовой информации (структура, состав, контроль, характер программ, этнический состав журналистов и телеведущих). |
32. Традиционные праздники и обряды (условия, поддержка властей, политическая окраска, участие различных групп населения). |
33. Исторический дискурс. |
Контакты и 34. Групповые требования и жалобы. стереотипы |
35. Прошлые конфликты и коллективные травмы. |
36. Этнические стереотипы (положительные, отрицательные, распространенность и использование, обидные клички, официальные противоречия). |
37. Изменения в самосознании (отношение этнического и гражданского, местного и регионального, возрождение старых идентичностей и появление новых). |
38. Мифы, страхи и слухи. |
39. Наличие групповой идеи и идеологии. |
40. Уровень толерантности (межгрупповые ненависть, стычки, насилие). |
Внешние 41. Наличие и влияние диаспор (соседи, столичная, условия зарубежная). |
42. Стабильность / нестабильность соседних и пограничных регионов и стран. |
43. Влияние глобального соперничества. |
44. Территориальные претензии и проблема границ. |
45. Внешние связи и сотрудничество. |
46. Меняющийся внешний имидж (страны, региона, республики, народа, общины, режима в регионе, республике, стране, мире). |
Сумма оценок по модели в целом. |
Рекомендуем к прочтению:
Исторический аспект предпосылок возникновения социосинергетики
В истории человечества проблема стабильности и нестабильности существовала еще в древности. Да и с точки зрения средневековой схоластики считалось, что хаос – это Дьявол, а порядок – Бог. Известную всем фразу Гегеля «Все действительное ра ...
Общественные организации как субъекты социальной
политики. Социальная политика:
определение, функции, основные направления реализации
Как известно, Украина в соответствии с Конституцией в 1996 г. провозгласила себя социальным государством, то есть таким, в котором создаются условия для достижения высокого материального благосостояния граждан, внедрения действенной систе ...
Типология социальной политики: многообразие
подходов
Социальную политику можно типологизировать по пяти критериям (основаниям), не претендуя на всеобъемлемость, строгость и бесспорность предложенной классификации:
- ценностные ориентации;
- степень своевременности принятия государственных ...
|