Методики прогнозирования межэтнических конфликтов
Страница 5
Материалы и статьи » Методики прогнозирования межэтнических конфликтов

Методическая разработка «Этническая аффилиация»

Цель разработки – исследование этнических эмоциональных тенденций. В качестве эмпирических оснований изучения использовались три критерия, среди них подчинение индивидуальных целей групповым, выраженная идентификация со своей этнической группой, восприятие себя как части группы, а группы как продолжения самого себя.

Инструкция

испытуемому. Ниже приводится ряд высказываний. Нас интересует Ваше мнение относительно этих суждений. Укажите, пожалуйста, согласны Вы с ними или нет.

Бланк «Этническая аффилиация»

Согласен Не согласен

Не знаю (ТАБЛИЦА)

1. Надо стремиться поддерживать обычаи, традиции и образ жизни своего народа

2. В своих поступках следует руководствоваться скорее личными интересами, чем какими-либо другими, в том числе и национальными

3. Взаимопонимание в семье совершенно не зависит от того, к какой национальности принадлежат члены этой семьи

4. Каждый человек несет в себе долю вины за ошибки, совершенные его народом

5. Современному человеку его национальность должна быть безразлична

6. В жизни необходимо придерживаться норм и правил, выработанных в культуре своего народа

7. Народам, исповедующим одну и ту же религию, легче понять друг друга

8. В жизни необходимо жить своим умом без опоры на нормы и правила поведения, принятые у того или иного народа

9. Интересы народа должны быть важнее, чем проблемы и интересы отдельной личности

10. Взаимопонимание между народами не зависит от того, какую религию они исповедуют

11. Если в семье появляется человек другой национальности, то это скорее всего осложнит взаимопонимание

12. Человеку необходимо ощущать себя частью какого-либо народа

13. Никогда нельзя сказать, что отдельный человек несет в себе характерные черты своего народа

14. Современному человеку не обязательно чувствовать себя частью какого-то народа

15. Человек всегда должен помнить о своей национальности

16. Отдельный человек не может отвечать за дела своего народа

17. Народные обычаи и традиционный образ жизни устарели и не нужны современному человеку

18. За национальностью человека всегда можно увидеть его народ

Индикаторы, отражающие высокую потребность в этнической принадлежности: 1, 4, 6, 7, 9, II, 12, 15, 18. Индикаторы, отражающие низкую потребность в этнической принадлежности: 2, 3, 5, 8, 10, 13, 14, 16, 17[3].

Цель методики – измерение в пределах психологической универсалии «индивидуализм—коллективизм» групповых ценностных ориентации в четырех сферах жизненной активности: ориентации на группу, ориентации на власть, ориентации друг на друга и ориентации на изменения.

Шкала «ориентация на группу—ориентация на себя» рассматривается на основе таких параметров, как внутригрупповая поддержка (взаимовыручка—разобщенность), подчиненность группе (подчинение— самостоятельность) и традиционность (верность традициям— разрушение традиций). Ориентация на изменения рассматривается в диапазоне «открытость переменам—сопротивление переменам» по параметрам: открытости— закрытости культуры (открытость—замкнутость), ориентации на перспективу (устремленность в будущее – устремленность в прошлое), степени риска (склонность к риску – осторожность). Ориентация друг на друга – в диапазоне «направленность на взаимодействие – отвержение взаимодействия» по параметрам: толерантности – интолерантности (миролюбие – агрессивность), эмоциональности (сердечность – холодность) и мотивации достижения (уступчивость – соперничество). Ориентация на власть – в диапазоне «сильный социальный контроль – слабый социальный контроль» по параметрам: подчинения запретительным и регулирующим стандартам общества (дисциплинированность – своеволие, законопослушность – анархия) и значимость авторитета (уважение власти – недоверие к власти).

Инструкция испытуемому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Рекомендуем к прочтению:

Содержание понятия «социальный институт»
В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании эт ...

Основные аспекты профилактики алкоголизма
Организация первичной профилактики алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния социальной среды, формировании нравственных и гигиенических убеждений, которые исключали бы и вытесняли возможность отклонений в поведении. Первич ...

Практическое исследование и оценка коммуникативных умений
В рамках курсовой работы было проведено практическое исследование на выявление и оценку коммуникативных умений будущих социальных работников. Практическая работа содержит в себе следующие этапы: 1. Выдвижение гипотезы. 2. Подбор методи ...