Методики прогнозирования межэтнических конфликтов
Страница 1
Материалы и статьи » Методики прогнозирования межэтнических конфликтов

Известен тезис о том, что каждый метод есть всего лишь один из способов приближения к истине. Для достижения оптимального уровня этнопсихологического исследования необходимы не только отдельные методики, но и целостная программа – комбинация методов.

Среди основополагающих принципов конкретной методики эмпирической этнопсихологической программы можно выделить следующие:

1. Главной частью программы является блок психологических методик, адаптированных с учетом культурной специфики.

2. При подборе методик необходимо стремиться к сочетанию вербальных и невербальных техник, направленных на изучение одного и того же феномена или связи. И поэтому взаимно дополняющих друг друга.

3. Одним из главных антропологических принципов является требование проводить исследование «в поле». Следовательно, опросники должны быть доступны, наглядны и не утомительны.

Проведение эмпирических исследований в ситуациях межэтнической напряженности требует от исследователя особого отношения. Его важнейший долг – не спровоцировать дальнейший рост напряженности, не дать дополнительных поводов для роста взаимной неприязни между народами. Если исследование осуществляется на этапе конфликтной напряженности, необходимо ограничить вопросы и приемы наиболее нейтральными в эмоциональном отношении.

Этнопсихологические программы конструируются с целью изучения межэтнических отношений через отдельную личность. Данные методики дают возможность анализировать межэтнические отношения, определять уровень межэтнической напряженности и прогнозировать конфликты.

Главными элементами этнопсихологического анализа явились эмоционально-оценочные, когнитивные и поведенческие компоненты этнической идентичности.

Создание оригинальных методов исследования – очень сложный и длительный процесс. Поэтому в данной работе будут представлены только четыре оригинальные и завершенные методические разработки:

1. диагностический тест отношения;

2. методические разработки на выявление типов этнической идентичности и степени этнической толерантности;

3. методические разработки на выявление этноаффилиативных тенденций:

4. методические разработки на выявление ценностных ориентации[1].

Кроме того представлена комплексная методика ЮНЕСКО.

Описанию перечисленных методик посвящена эта глава. Стимульный материал к трем последним разработкам подготавливался в 1989–1994 гг. группой сотрудников сектора социально-психологических проблем национальных отношений Института этнологии и антропологии РАН. Разработки прошли широкую апробацию в массовых этносоциологических исследованиях, дипломных и аспирантских работах психологического факультета МГУ.

ДТО разрабатывался для исследования эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа. Он широко используется психологами в исследовании межгрупповых и межличностных отношений. Это оригинальная модификация метода семантического дифференциала (СД). Создавая эту методику, авторы исходили из того, что особенность восприятия этнических групп по шкале «нравится – не нравится», как правило, состоит в том, что одни и те же качества, приписываемые и своей, и другой общности, могут интерпретироваться по-разному. В случае расположения этнических групп на противоположных полюсах данной шкалы, добродетель одной группы («мы – экономны, бережливы») рискует превратиться в порок другой («они – жадны, скупы»). То, что применительно к собственному народу определяется как настойчивость, твердость характера, применительно к «чужаку» может называться упрямством.

Это определило подбор шкал по следующему принципу. Из двух антонимов типа «щедрый – жадный» выбиралось только негативное качество «жадный», а в качестве противовеса – «золотая середина»: «экономный».

На основе такого принципа подбора мы как раз и получены шкалы, полюса которых различаются по эмоциональным параметрам, в то время как их смысловые значения могут расцениваться как достаточно близкие. Пары качеств выбирались из массива личностных характеристик, наиболее часто приписываемых представителям собственной и других этнических групп и рассматривались как стереотипные в отечественных и зарубежных социально-психологических исследованиях. Учитывались их частотные характеристики (Частотный словарь русского языка, 1977), исключались метафоры, архаизмы, вульгаризмы, синонимы. Диаметральность характеристик в выделяемых парах качеств оценивали эксперты – профессиональные психологи. Для качеств каждой пары эксперты должны были найти определенную позицию на шкале «привлекательный— непривлекательный». Данная ось оценки выступила в качестве фильтра, дифференцирующего пары признаков с наиболее расходящимися эмоциональными значениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Социальное добровольчеств в России
Истоки добровольческой работы в России восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях восточнославянских племен. С. М. Соловьев о ...

Особенности проведения досуга молодёжью. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей
Все эти разновидности общения присутствуют в повседневной жизни молодого человека как в чистом виде, так и в форме взаимопроникновений. Поэтому, с учетом нарастания от типа к типу многообразия социальных связей, предлагаемая типология выг ...

Социальное развитие молодежи
Следует учитывать, что не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких свойств, как необратимость и направленность. Если первое свидетельствует о его устойчивости, то второе придает внутреннюю в ...