Цель и задачи социологического исследования
Материалы и статьи » Характеристика исследования в социальной работе » Цель и задачи социологического исследования

Уже в начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель

и провести операцию целеполагания.

Как известно, целенаправленность — важнейшая характеристика деятельности человека, отличающая ее и от инстинктивного поведения животных, и от хаотических, не ориентированных целью действий человека. Прежде чем достигнуть чего-то, человек создает мысленный образ потребного ему будущего, строит его в своей голове, совершает так называемое опережающее отражение действительности. Подлинная деятельность возникает лишь тогда, когда действия человека целенаправленны и внутренне мотивированы.

Цель

— это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска, конечный результат научного исследования.

Целью социологического исследования может быть получение новых знаний об объекте исследования, его структуре, взаимодействии с другими объектами. В качестве цели исследования нередко выступают прогнозы основных направлений развития изучаемых явлений или процессов. Чаще всего целью социологического исследования является конкретное изменение состояния изучаемого объекта, оптимизация структуры, улучшение условий его функционирования.

Выделяют три основных типа целей исследования: теоретическая, прикладная, смешанного типа.

Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач.

Задача

представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.

Если цель исследования выражается одним или несколькими предложениями, то задачи часто излагаются на десятках страниц, их может быть много в рамках одного исследования.

Задачи исследования могут быть различных типов: основные (главные, наиболее существенные) и неосновные (частные, производные, дополнительные). К первым относят те, которые прямо направлены на достижение цели исследования. Назначение вторых – конкретизация, уточнение основных задач, получение побочных, второстепенных выводов.

По своей научной направленности задачи исследования подразделяют на:

· Фундаментальные (анализ социальных закономерностей);

· Прикладные (выработка методов, приемов, средств преодоления противоречий в конкретных условиях);

· Комплексные (комбинированные);

По типу логической связи с объектом исследования задачи бывают:

· Поисковые (выявление проблемной ситуации)4

· Описательные (констатация имеющихся противоречий);

· Объяснительные (установление причинно-следственных зависимостей);

· Экспериментальные (проверка выводов в искусственно созданных условиях);

· Внедренческие (связаны с внедрением практических рекомендаций );


Рекомендуем к прочтению:

Эмиль Дюркгейм о социальном значении воспитания. Жизнь и взгляды Эмиля Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – выдающийся французский социолог, один из основателей социологического позитивизма принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. До сих пор студенты многих стран изучают социол ...

Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе
Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых люде ...

Образ ВИЧ-инфицированных больных в массовом сознании и отношение к ним. Дискриминация на уровне институциональных организаций
Существующая дискриминация на уровне институциональных организаций, в частности, на рабочих местах, в медицинских учреждениях, тюрьмах, образовательных учреждениях и социальных службах, закрепляет «первичную стигму» в институциональной по ...