Понятие личности в социологии. Соотношение природного и социального в личности
Страница 1
Материалы и статьи » Социологические подходы к рассмотрению личности » Понятие личности в социологии. Соотношение природного и социального в личности

Социология не рассматривает личность во всем ее многообразии, а изучает ее типичные характеристики. Социологическая теория личности оперирует понятиями "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность". В обыденном языке эти понятия иногда используются как синонимы, но в научном плане они не отождествляются.

Понятие "индивид" используется наукой, чтобы подчеркнуть биологическую природу человека, то, что он произошел от животного и никогда не освободится от свойств, присущих животному миру. В этом случае мы смотрим на человека с точки зрения его физических и духовных способностей, которыми обладает человеческий организм.

Понятие "человек" служит для обозначения представителя человеческого рода в отличие от мира животных, причем акцент делается на социальной природе человека, т.е. на тех общих чертах, которые выделяют человека из животного царства.

Понятие "индивидуальность" обычно сопрягается с такими эпитетами, как "яркая", "творческая". Это понятие случит для выражения самобытности человека, оригинальности его мышления и чувствования.

В понятии "личность" принято выделять два взаимосвязанных аспекта:

1) то, что характеризует принадлежность человека к обществу, коллективу, т.е. черты, которые присущи многим людям;

2) то, что характеризует особенность человека, порожденную различиями в условиях жизни, деятельности, природными задатками, что определяет относительную автономность человека.

Значит, "личность" - это любой конкретный человек с присущими ему социально – обусловленными индивидуально – выраженными чертами.

Поскольку сущность человека выражается через его социальные качества, постольку личность помимо индивидуальных характеристик предполагает определенную меру социализации человека. А вот какая это личность, всецело зависит от самого человека, от его места и роли в жизни общества, от направленности его деятельности.

Личность есть относительно поздний продукт общественно – исторического и онтогенетического развития, специальное человеческое образование. Биологическая природа человека является базисом развития его социального мира.

Все психологические науки исходят из принципа общественной детерминированности и активности личности. На этом общая психология ставит точку. Социология же, пользуясь определением личности, ("выясняет, каким образом, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальное влияние, с другой, реализует свою социальную сущность")1. Социологический подход к личности выявляет, каким образом сформировались социально – типические черты, почему в одних условиях жизнедеятельности личности они выражены в большем объеме, а в других, иные социальные черты возникли вопреки принадлежности человека к данной социальной группе, к социальной среде.

Значит, в социологии акцент делается на выявление социальных качеств, социальных типов личности. Именно в структуре сознания и деятельности отдельных индивидов, которых изучает социолог (например, путем опроса или наблюдения), отражается общее и особенное социальных систем, общностей, групп, к которым они принадлежат.

Исходя из этого: личность – это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально – значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного воздействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.

В социологии понятие "личность" играет не всегда центральную, но очень важную роль. Обязательным субстратом "социального" является индивид, как носитель биологических и психологических особенностей. Социология чаще оперирует понятием "индивид". Эта традиция сложилась еще в рамках классической социологии Э. Дюркгейма.

Еще М.Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание личностного у М. Вебера ограничивалось выделением специфических мотивов и основанных на них типах действий.

Т. Парсонс сделал еще один шаг вперед – ввел в социологию понятие "ценности" и "культуры", которые рассматривал как атрибуты личностного.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Ролевой конфликт
Помимо социальных конфликтов, о которых было много сказано выше, мне бы хотелось рассказать и о ролевом конфликте, который может послужить развитию личностного конфликта. Мертон дает ему следующее определение: «Ситуация, связанная с необх ...

Выборка
Генеральная совокупность Объем выборки Тип выборки Единицы наблюдения География опроса 200 человек. 50 человек Стихийная Респондент г. Москва, РГТЭУ 1. Для генеральной совокупности данного исследования ...

О. Конт как основоположник социологии
Французский философ Огюст Конт, которого многие социологи считают родоначальником новой науки об обществе, родился 19 января 1798 года в городе Монпелье, в семье сборщика податей. Его родители были правоверными католиками и монархистами. ...