Проблема типологизации личности
Страница 1

Типологизация личностей – одна из центральных задач социологии. Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко – культурных и социально – экономических условий

жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы. Социальный тип личности – обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую – либо социальную общность.

Выделяется 4 уровня интеграции личности.

1) Интеграция в социально – экономические отношения, которая опосредуется в детстве и юности в родительском доме, а затем осуществляется в трудовой деятельности. Здесь могут возникнуть противоречия между ожиданиями со стороны родителей и реальным осуществлении интеграции.

2) Функциональная интеграция, когда личность интегрируется в общество путем реализации множества функций.

3) Нормативная интеграция, состоящая в усвоении человеком социальных норм, правил поведения, привычек и других духовных регуляторов.

4) Межличностная интеграция, которая осуществляется путем установления положительных связей личностей в социальных общностях.

Уровни интеграции личности в обществе взаимосвязаны и обеспечивают высокую степень интегрированности человека в социальные общности. В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный тип личности.

Модальный – усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе;

Базисный – тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества;

Идеальный - тип личности, который не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер – это "ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры".4 Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности.

Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно, Э. Фромм выделил четыре типа социального характера:

- рецептивный (пассивный);

- эксплуататорский;

- накопительный;

- рыночный.

Все эти типы он считал "неплодотворными" и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, активной и независимой личности.

Интересен подход к типам личностей с позиции социальной активности, предложенный Л.Н. Гумилевым.5 Поведение человека, по мнению ученого, способ его адаптации к окружающим условиям требуют потенциальной энергии. В ходе своей жизни человек поглощает биохимическую энергию живого вещества биосферы, однако эта способность у разных людей различна, о чем свидетельствует их поведение. По этому признаку Л. Гумилев разделил людей на три типа: люди первого типа имеют достаточно энергии для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Они работают, чтобы жить; люди второго типа располагают избытком энергии, и автор называет этот тип пассионарным. Особенность таких людей состоит в том, что они не удовлетворены нормальной, спокойной жизнью и готовы работать ради более высоких, часто идеальных целей; у людей третьего типа энергии недостаточно. Они не стремятся к активной трудовой деятельности, предпочитая жить за счет других - субпассионарный тип.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Служебный этикет юриста
Этикет – устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др.). Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил пове ...

Образование в современном мире
Процесс приобщения к культуре поколений наблюдается на всех этапах развития человечества. В любом обществе, архаичном или современном, возникает необходимость передачи социального опыта, знаний и умений от старших поколений к младшим. Для ...

Причины преобладания торгово-посреднических предприятий
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как прои ...