Семья как социокультурная среда воспитания. Семья как социальный институт
Страница 1
Материалы и статьи » Социально-педагогическая работа по поддержке семьи » Семья как социокультурная среда воспитания. Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через большую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо. Человек без семьи считался обиженным судьбой и Богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе необязательно. Иногда таким авторитетом был наделен дед или один из сыновей, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужу, отцу.

Формальная традиционная иерархия в русском семействе не всегда совпадала с нравственной, хотя существовало стремление к такому слиянию как к идеальному воплощению семейного устройства. Поэтому даже слабохарактерного отца дети уважали и слушались, не очень удачливый муж пользовался женским доверием, не слишком толковому сыну передавалось негласное, само собой разумеющееся старшинство от отца. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных установок.

Эти традиций сохранялись и передавались из поколения в поколение с небольшими изменениями (вследствие изменения социально-экономичёской структуры и формы общественной деятельности людей). Однако за последние десятилетия законы института семьи очень сильно изменились. Семья находится в процессе изменения и развития.

Теперь хозяйственная функция семьи сошла на нет. Сегодня, человек без ущерба для здоровья может прожить один. Возникла, окрепла и стала доминирующей новая функция семьи; создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости, гак как семья держалась на иных связях.

Следующее, что отличает современную семью - новая структура, Городская семья, как правило, малочисленна - одно-два поколения. В ней сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных, самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь - в основном на отношениях супружеских, а родительские отношения (хотя значение их очень велико) отошли на второй план. Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать себя и в то же время находится в тесной связи со всеми членами семьи.

В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50%. браков. Причем более чем у '/3 распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т.е. совсем недолго. Нестабильность приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на здоровье взрослых и детей[1].

К явлению нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где муж и жена живут в постоянном конфликте, а воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это отрицательно сказывается как на взрослых, так и на детях.

Среди факторов, фатально влияющих на семью, следует указать и на культ потребления, в основе своей призванный заменить рутинный смысл жизни и подлинные ее ценности, прежде всего человеческую близость, погоней за иллюзорными престижными вещами, за иллюзорным статусом, когда самые близкие люди становятся жертвой потребительского отношения друг к другу.

К этим же факторам - можно причислить и новое общественное положение женщины, ее экономическую и социальную самостоятельность.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Этические аспекты проведения онлайн фокус-групп
Скорость, легкость и экономичность получения данных сделали онлайн исследования такими привлекательными для специалистов. Однако этическая сторона проблемы проведения фокус-групп никуда не исчезла, а потому старые этические нормативы и пр ...

Структура демографической науки.
При рассмотрении предмета исследования в демографии выделяют: изучение процессов брачности и прекращения брака, демографической функции семьи и воспроизводства брачной и семейной структуры населения; рождаемости и ее социальной обусловлен ...

Категории населения, учитываемые переписью
При проведении переписи возникает вопрос, кого считать жителями территории, на которой проводится перепись: тех, кто на ней находится по состоянию на “критический” момент, или тех, кто постоянно живет на этой территории, или только тех, к ...