Особенности развития социальных знаний в XVII веке
Страница 1
Материалы и статьи » Особенности развития социальных знаний в XVII веке

Теория естественного права и общественного договора XVII - XVIII вв. характеризуется интенсивным процессом развития знаний о человеке, обществе. Социальное познание по форме и содержанию существенно отличается от предыдущих: возникли новые отрасли научных знаний (политическая экономия, социальная статистика, демография и др.), использовались специальные методы социальных исследований, четко ставится вопрос об использовании математических методов для социального познания и прогнозирования развития социальных процессов. XVII в. - своеобразное переплетение двух исторических эпох - средневековья и наступления эпохи становления и развития капиталистических отношений. В обществоведении же складывалось противоречие между общественными потребностями в познании логики исторического процесса и его закономерностей, с одной стороны, и с другой, - неспособностью спекулятивной умозрительной философии, оторванной от фактов и явлений реальной жизни, эмпирической истории, неспособной к обобщениям, ответить на вопросы, возникающие перед обществом.

Постепенно разрушалась средневековая система ценностей и мировосприятия. Все больше в социальные знания вторгается натурализм. В общественном знании натурализм ориентировал исследования на выяснение естественных и биологических определений социального, на поиски исконной "природы человека" и т.п., настоящее отражение в концепциях: теории естественного человека, теории естественного права, естественной этики, теории общественного договора и т.п. Одним из представителей политических учений природа ранних буржуазных революций в Европе выступает Гуго Гроций (1583 - 1645 гг.), нидерландский юрист, историк, государственный деятель, один из теоретиков естественного права и общественного договора. Теория общественного договора - идеалистическое учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. Нидерланды XVII в. представляли наиболее развитую капиталистическую страну того времени. В результате успешной революционной борьбы против гнета испанского короля и феодалов Нидерланды добились независимости и создания республики, власть в которой принадлежала верхам торговой буржуазии. Между отдельными слоями буржуазии и дворянства Нидерландов шла борьба за власть нередко в форме столкновения кальвинистских сект. Принявший участие в борьбе Гуго Гроций был осужден сторонниками враждебной группировки и вынужден эмигрировать во Францию. Занимаясь проблемами государства и права, Гроций разрабатывает политико-правовую доктрину, основанную на новой методологии, содержащей оригинальные решения многих проблем теории права и государства. Исходным пунктом учения Гроция стали: природа человека, социальные качества людей, различие права естественного и права волеустановления. Источником естественного права выступает человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми. На такой основе Гуго Гроций определяет предписания естественного права, к которым относится как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по вине нанесшего ущерб, а также воздаяние людям заслуженного наказания. Общество, утверждает Гуго Гроций, преследует цель пользования своим достоянием каждому члену общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Пропаганда как коммуникативный акт
В предыдущей главе мы рассмотрели пропаганду, как средство политической, массовой коммуникации, в этой рассмотрим ее с точки зрения моделей коммуникативных актов. Исследователи пропаганды предлагали различные подходы к ее пониманию. На о ...

Принципы социологии и специфика социологии культуры
Жестких границ между социологией и культурологией, с одной стороны, и социологией культуры — с другой, фактически никогда не существовало. Общая социология всегда в большей или меньшей мере концентрировалась на проблематике социологии кул ...

Социальное партнерство, как специфический тип общественных отношений.
Это и специфический тип общественных отношений, и цивилизованный метод их регулирования на основе законов, нормативно-правовых актов, коллективных договоров и соглашений. Это идеология цивилизованного общества рыночной экономики, идеологи ...