Теория естественного права и общественного договора XVII - XVIII вв. характеризуется интенсивным процессом развития знаний о человеке, обществе. Социальное познание по форме и содержанию существенно отличается от предыдущих: возникли новые отрасли научных знаний (политическая экономия, социальная статистика, демография и др.), использовались специальные методы социальных исследований, четко ставится вопрос об использовании математических методов для социального познания и прогнозирования развития социальных процессов. XVII в. - своеобразное переплетение двух исторических эпох - средневековья и наступления эпохи становления и развития капиталистических отношений. В обществоведении же складывалось противоречие между общественными потребностями в познании логики исторического процесса и его закономерностей, с одной стороны, и с другой, - неспособностью спекулятивной умозрительной философии, оторванной от фактов и явлений реальной жизни, эмпирической истории, неспособной к обобщениям, ответить на вопросы, возникающие перед обществом.
Постепенно разрушалась средневековая система ценностей и мировосприятия. Все больше в социальные знания вторгается натурализм. В общественном знании натурализм ориентировал исследования на выяснение естественных и биологических определений социального, на поиски исконной "природы человека" и т.п., настоящее отражение в концепциях: теории естественного человека, теории естественного права, естественной этики, теории общественного договора и т.п. Одним из представителей политических учений природа ранних буржуазных революций в Европе выступает Гуго Гроций (1583 - 1645 гг.), нидерландский юрист, историк, государственный деятель, один из теоретиков естественного права и общественного договора. Теория общественного договора - идеалистическое учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. Нидерланды XVII в. представляли наиболее развитую капиталистическую страну того времени. В результате успешной революционной борьбы против гнета испанского короля и феодалов Нидерланды добились независимости и создания республики, власть в которой принадлежала верхам торговой буржуазии. Между отдельными слоями буржуазии и дворянства Нидерландов шла борьба за власть нередко в форме столкновения кальвинистских сект. Принявший участие в борьбе Гуго Гроций был осужден сторонниками враждебной группировки и вынужден эмигрировать во Францию. Занимаясь проблемами государства и права, Гроций разрабатывает политико-правовую доктрину, основанную на новой методологии, содержащей оригинальные решения многих проблем теории права и государства. Исходным пунктом учения Гроция стали: природа человека, социальные качества людей, различие права естественного и права волеустановления. Источником естественного права выступает человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми. На такой основе Гуго Гроций определяет предписания естественного права, к которым относится как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по вине нанесшего ущерб, а также воздаяние людям заслуженного наказания. Общество, утверждает Гуго Гроций, преследует цель пользования своим достоянием каждому члену общества.
Рекомендуем к прочтению:
Перепись населения
«Перепись населения — это общий процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной ча ...
Опека и попечительство как общие технологии социальной работы.
Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью.
Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным кат ...
Резюме
1. Этика социальной работы является относительно самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности морально-нравственной стороны социальной работы, определяя специфику реализации принципов общечеловеческой морали в сфере соци ...
|