Конечное же, учение Монтескье о законах имеет социально - политический характер, далеко от научного понимания законов общественного развития. Но тем не менее, его идея о закономерностях в человеческой истории - основная идея "О духе законов" - прогрессивная. В противоположность Гоббсу для Монтескье естественное состояние людей - это мир и равенство между ними. Ему чужд взгляд на государство как историческую категорию. Рациональной государственной формой правления он считал конституционную монархию. Монархия - это единоличное правление, опирающееся на закон, ее принципом служит честь, а носителем принципа монархии - дворянство. Деспотия в отличие от монархии - единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе, держится на страхе и считается им неправильной формой государства. Республика же - государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия), а движущими принципами выступает политическая добродетель, то есть любовь к отечеству. Установление республиканского строя еще не означает достижение свободы членами общества. Для обеспечения законности и свободы необходимо везде провести разделение властей. Развивая учение Джона Локка, Монтескье детально определяет виды власти, их организацию, соотношение и т.п., выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Идеи Монтескье оказали влияние на дальнейшее развитие политической мысли во Франции и других странах Европы.
Политические учения французского Просветительства стали идейным оружием Великой Французской революции 1789 г. Вместе с тем они содействовали возникновению и развитию прогрессивных и социально - экономических идей в странах Европы и других регионов. Один из выдающихся французских просветителей, демократ, идеолог мелкой буржуазии Жан Жак Руссо (1712 - 1773 г.) в трудах "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства среди людей" и др. излагает более радикальный характер политических взглядов, подвергает резкой критике феодально-сословные отношения и объявляет причиной неравенства появление и развитие частной собственности. Вместе с тем Жан Жак Руссо идеализирует первобытный строй, отрицая учение Томаса Гоббса о том, что в первобытном обществе происходит "война всех против всех". Оперируя наличием различных политических учений французского Просветительства, Жан Жак Руссо утверждает, что в "естественном состоянии" все люди равны и не знают над собой порабощения, социального гнета, нищеты и несправедливости. В труде "Общественный договор" Жан Жак Руссо развивает мысль о создании государства вследствие соглашения между людьми и признавал за народом право на государственную власть, в противоположность Гоббсу, который в теории общественного договора оправдывал абсолютистское монархическое государство, обеспечивающее буржуазно - демократические права. Огромное преимущество Жан Жака Руссо и состоит в отстаивании буржуазно - демократических прав и свобод. При своей относительной прогрессивности политические взгляды Руссо идеалистичны, как и взгляды других буржуазных просветителей XVIII века. Влияние Руссо на современников, особенно в период буржуазных революций, затмило влияние Вольтера и Монтескье. Якобинцы использовали учение Руссо о законе как выражение общей воли, о неограниченном суверенитете народа для обоснования революционной диктатуры. Идеи Жан Жака Руссо находили законодательное воплощение и закрепление в Декларации прав человека и гражданина.
Рекомендуем к прочтению:
Анализ полученных результатов
Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много пробл ...
Механизмы разрешения социального конфликта. Технология предупреждения конфликтов
Банальная фраза «предупредить проще, чем разрешить» в применении к конфликту не срабатывает. Не срабатывает преимущественно по двум причинам[10]:
1. не все конфликты надо предупреждать (и нельзя жить вообще без конфликта, свои негативные ...
Позитивизм как обоснование науки
Конт относится отрицательно ко всему разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания (и в теории, и в действительности), принесенному Революцией, созидательный, позитивный дух. Категория "позитивного" становит ...
|