В естественном состоянии, рассуждал Джон Локк, все равны, свободны, имеют собственность, и что все это достояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Джон Локк, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять такой закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей. Каждый обладает властью охранять свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество. Для создания гарантий естественных прав и законов люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. Вследствие общественного согласия гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения законов, а также ведать отношениями с другими государствами. Если государство создано для гарантий естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), то оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий. Согласно теории Джона Локка, абсолютная монархия - один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов, противоречит общественному договору уже по той причине, что суть общественного договора в установлении людьми равного для всех труда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в общественных делах, что конечно же противоречит естественному праву и закону. Пределы власти государства при всех формах правления - естественные права подданных. Государственная власть, писал Джон Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашения законов. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Джон Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободы народа. Джон Локк высказывает идею разделения властей, считая главным в разделении властей обеспечение законности, незыблемости правопорядка.
Политическое учение Джона Локка оказало большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной политической мысли. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джеферсоном Т. другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина. На развитие буржуазной мысли и конституций большое влияние оказала также теория разделения властей, которую вслед за Джоном Локком развивали Монтескье и другие буржуазные теоретики. Обоснование естественных прав, выражающих основные требования буржуазии в сфере права, принесло Локку славу основателя буржуазного либерализма, исследователя гарантий естественных прав, их защиты от произвола власти. Обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков буржуазного парламентаризма, кладет начало идеям правового государства. Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека.
Рекомендуем к прочтению:
Объект социологического исследования.
В зависимости от целей, темы и проблемы исследования определяется объект изучения. В этом качестве выступает группа или общность людей, социальный институт, социальное явление, любая область социальной действительности.
Что же представл ...
Смолл и Социология интересов
Албион Вудбери Смолл (1854-1926) прославился не столько как теоретик или исследователь, сколько как организатор социологической науки. И в этой области его вклад невозможно переоценить. Достаточно сказать, что А. Смолл был основателем и р ...
Перепись населения и её значение. История развития
переписи населения в России. Развитие переписи населения
во второй половине 13 в.
На Руси учет населения начался еще во времена татаро-монгольского нашествия. Учет в то время был похозяйственным: учитывались для обложения их данью дома, или «дымы». Первая перепись, произведенная татарами относиться к 1245 г. Вслед за н ...
|