Идейная борьба во Франции XVIII в. служит примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии и нарождающегося рабочего класса. Просветительство как идейное движение, закономерная ступень в развитии буржуазной социально - политической мысли. Тогда же в Европе проявляется политический радикализм, содержащий коренные решительные действия и крайние взгляды. Его представители - Вольтер, Монтескье, Руссо и др. Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении выступает Шарль Луи Монтескье (1689 - 1775 гг.). Свои общественно - политические воззрения он изложил в романе "Персидские письма", а также в историческом очерке "Размышления о причинах величия и падения римлян". Но главный его труд - книга "О духе законов". Монтескье был убежден, что ход исторического развития определялся не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих закономерностей. Заимствуя идею естественного (догражданского) состояния, он отвергает рационалистические конструкции, в которых образование государства выводилось из требований естественного права. Не принял он и само понятие общественного договора.
Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации. Согласно учению на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин. Они-то делятся на две группы: физические и моральные. Физические определяют общественную жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния дикости. Физические причины: климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и т.п. Так, на юге климат жаркий, там люди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания. В жарких странах обыкновенно царит деспотизм. На севере же, где климат суровый и преобладают бесплодные земли, люди закалены, храбры и свободолюбивы. Для северных народов характерны умеренные формы правления. Ведущая роль среди физических причин принадлежит географическим факторам. Моральные причины вступают в действие позднее с развитием цивилизации, это принципы: политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины воздействуют на законодательство. Подобно Вольтеру Монтескье отождествляет политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Свобода, утверждал Монтескье, есть право делать все, что дозволено законами.
В трудах Монтескье дается острая критика абсолютистских порядков при Людовике ХIV, делается попытка вскрыть происхождение государства, объяснить природу законов и на той естественной основе составить проект общественных реформ. Монтескье проводит мысль о закономерном развитии всех явлений, законы, суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей, и все, что существует, имеет свои законы. Закономерность господствует и в сфере общественных отношений. Политические взгляды Монтескье полны противоречий, компромиссов. Однако он всегда разоблачал феодализм и провозглашал принципы политической свободы, рассматривая возникновение государства и права исторически, вскрывая закономерности общественной и политической жизни. Естественно, нет абсолютно целесообразного, разумного государственного устройства, религии, законов, нравов, а все зависит от условий жизни народа. И под условиями жизни народа Монтескье понимал географические условия. Однако, законы не могут быть следствием объективных общественных отношений, а устанавливаются разумом, который должен учитывать дух народа, определяемый географическими условиями его жизни.
Рекомендуем к прочтению:
Причины наркозависимости
Наркомания (от греч. Narke – оцепенение и mania – безумие, восторженность, страсть) – это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств в следствии стойкой психической и физич ...
Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.
Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос есть результат адаптации чел ...
Голодание так же старо, как и само человечество
Стремление голодать возникает, когда человек ранен или болен. Даже доступная пища не вызывает в нем чувства голода.
В древней истории мы читаем, что голодание практиковалось с незапамятных времен. Особенно часто использовали голодание ре ...
|