Особенности развития социальных знаний в XVII веке
Страница 2
Материалы и статьи » Особенности развития социальных знаний в XVII веке

Согласно Гроцию, некогда существовало естественное состояние, когда не было ни государства, ни частной собственности. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты побудили людей заключить договор о создании государства. Теория договорного происхождения государства резко противостояла феодальным концепциям "богоустановленности" власти. Первоначально люди объединялись в государство не по божественному повелению, а добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть. Государство Гуго Гроций определял как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Признаком государства выступала верховная власть, к атрибутам которой Гуго Гроций, подобно Жану Бодену, относил издание законов в религиозной и светской сферах, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взымание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров и т.п. При создании государства народ мог избирать любую форму правления, потому что договоры, согласно естественному праву, должны исполняться. Поэтому Гуго Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться даже несправедливым предписаниям властей. Здесь видно влияние Аристотеля и Цецерона.

Умеренное по содержанию политическое учение Гуго Гроция отражало положение нидерландской буржуазии, стоявшей у власти и настроенной консервативно. Однако теоретическая основа радикальных антифеодальных программ, выдвинутых предшественниками, обстоятельно разрабатывается и Гуго Гроцием. Призывая отдавать предпочтение миру, он осуждал войны как великое бедствие. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам соответственного права. Незыблемость договоров между государствами - вот один из принципов международного права. Разработанная Гуго Гроцием теория естественного права и общественного договора приобретает интернациональный характер. После Гуго Гроция крупнейшим теоретиком стал англичанин Томас Гоббс, делавший, однако, из концепции общественного договора выводы в защиту абсолютизма. Но первые представления о договорном происхождении государства возникли еще в древности (китайский философ У в. до н.э. Мети, софисты, Сократ, Эпикур, стоики, Полибий и др.). Развернутую форму теория общественного договора получила в ХVII - ХVIII вв.( Гуго Гроций, Томас Гоббс, Барух Спиноза, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и др.) в связи с борьбой буржуазии против феодализма и абсолютной монархии, стала идеологическим обоснованием притязаний буржуазии на политическое господство. Гуго Гроций утверждал вечность естественного права частной собственности, оправдывает экономическое неравенство людей, подчеркивает, что право и государство имеют не божественное, а земное происхождение.

В середине XVII в. в Англии свершилась буржуазная революция. Буржуазия в союзе с новым дворянством боролась против монархии, против феодального дворянства и против господствующей церкви. Наряду с буржуазией ведущей силой революции стала та часть дворянства, экономические и политические интересы которой связывались с капиталистическими интересами и тенденциями развития торговли и промышленности. Среди защитников абсолютизма в период буржуазной революции в Англии очень сложную позицию занимал философ-материалист Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.). Он написал ряд произведений, но основное из них - "Левиафан". Или материя, форма и власть государства". Учение о праве и государстве Томас Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая выступает матерью всех естественных наук. Учения о праве и справедливости постоянно оспариваются и пером, и мечом, между тем учение о линиях и фигурах не подлежит оспариванию, потому что не задевает интересы людей, особенно власть имущих (если бы теорема Пифагора противоречила интересам власть имущих, то все книги по геометрии были бы сожжены). Гоббс строил свое учение на изучении природы и страсти человека. Мнения о страстях и природе крайне пессимистичны: людям присуще соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Страсти делают людей врагами: "человек человеку - волк". Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в состоянии войны всех против всех.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Мировоззренческая функция
Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества, Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных д ...

Социальные движения: пример современного социального движения
В развитии общества довольно часто возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, не входящих в состав формальных организаций или социальных институтов, и направленные либо на осуществление социальных изменений, либо на п ...

Сущность и структура социальной организации
Можно выделить четыре направления в определении организации. 1. К. Барнард считает, что организация — это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. ...