Формы, методы и средства социально-педагогической работы с семьей. Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй
Страница 3
Материалы и статьи » Социально-педагогическая работа по поддержке семьи » Формы, методы и средства социально-педагогической работы с семьей. Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй

Системный анализ обширной совокупности принципов, относящихся к сфере социальной защиты семьи позволяет выделить (объединить) принципы в четыре группы

- Методологические

-Интегративные

- Организационные

-Профессиональные (специальные)

Методологические принципы выражают требования, вытекающие из научно обоснованного содержания и характера социальной политики (государственной семейной политики) России. К ним относятся: принципы гуманности, демократизма, системности, своевременности, комплектности, дифференцированности и др.

Моделирование предполагает, что разрешение проблемы семьи должно сопровождаться построением модели сложившейся ситуации, прогнозированием её изменений и возможных результатов.

Профессиональные (специальные) принципы отражают специфику самого процесса реализации имеющихся возможностей, ресурсов в обеспечении эффективности предоставляемой семье экстренной помощи. К ним относятся принципы информационной достаточности; принцип общей заинтересованности (специалиста и клиента) в интенсивном решении возникшей проблемы; принцип кризисного вмешательства (кризис-интервентность); принцип целенаправленности и т.д.

Принципы интегративности как направление развития методологических принципов. 0ни выражают всесторонность изучения объекта специалистами, представляющими смежные отрасли знаний (социальную психологию, социальную педагогику, медицину, валеологию и т.д.) и предостерегают от механического суммирования в использовании эмпирических знаний об отдельных сторонах объекта социальной работы. К ним относятся: принцип целостности, принцип объективных связей, принцип компенсации и другие.

Целостность предусматривает внутреннее единство всех компонентов изучаемого явления, системы, процесса, имеющих общую направленность, взаимосвязь и взаимозависимость, обеспечивающих устойчивое функционирование и саморазвитие.

Объективность связей отражает проявление актуальных устойчивых по содержанию и по времени свойств и качеств явления, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Компенсационностъ предполагает способность подмены отдельных ослабевших функций элементов системы за счет ее внутренних связей и динамизма, а также способность к регенерации свойств и качеств социальной системы.

Организационные принципы нацеливают на то, что ценность психолого-педагогического обеспечения достигается, прежде всего, тем, как оно реализуется на деле, как его результаты ощущаются семьями на практике.

Содержание этих принципов вытекает из главной цели психолого-педагогического обеспечения социальной работы - восстановление социальной активности семьи. К этим принципам относятся: социально-технологическая компетентность специалиста, принцип стимулирования, принцип моделирования, принцип учета значимых факторов и другие.

Социально-технологическая компетентность предполагает глубокую осведомленность специалиста об условиях, технологии, техниках, методиках решения проблем семьи и умения грамотно реализовать свои знания на практике.

Стимулирование в социальной работе предполагает единство и сочетание этических, нравственно-психологических и материальных его форм, а также адекватность средств и способов стимулирования деятельности специалиста.

Существуют определённые методы социальной работы с семьёй. Они отражают специфические виды вмешательства посредничества социального педагога в сферу проблемных интересов семьи или её членов.

Теория и практика социальной защиты и поддержки семьи выдвинула множество различных методов социальной работы: работа с определёнными людьми, с группами и в пределах местной общины. Сюда же относятся социальное управление и планирование. Они проявляются в каждом из разнообразных видов профессиональной деятельности, существующих в силу многообразия общесемейных и личностных потребностей и интересов.

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Деонтология основных видов взаимодействия в социальной работе
Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством Современные цивилизованные государства, в том числе Украина, декларируют благо человека как свою главную цель и задачу. Одним из основных социальных институтов, ...

История благотворительности Вятского края. Знаменитые благотворители Вятского края
Благотворительность, как форма помощи неимущим имеет в России давнюю традицию. В Древней Руси и до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках церкви и монастырей, где возникали богадельни. Затем подробный план призрения был ра ...

В чем заключается объект экономической социологии?
Принимая во внимание все сказанное, мы получаем возможность определить, что же представляет собой объект экономической социологии. Объект экономической социологии — это сложная, динамически развивающаяся система социально-экономических п ...