Основателем социологии являлся французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяяемость, доказательность. "Социальная физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей: социальных статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика — процессы социальных изменений. Общество, по Конту, — сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчеркивает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов. [1, с.6-7]
Огюст Конт ввел в употребление понятие социология, имея в виду научное изучение явлений общественной жизни в дихроническом и синхроническом аспектах, в отличие от умозрительных конструкций традиционной философии истории, исторической фактологии и фактографии и разрозненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли. Контовская позитивная философия — это своеобразная переходная система между метафизикой XVIII ст. и методологией науки XIX ст. По форме позитивная философия близка к метафизике, а социология — к философии истории, но по общей ориентации обе воспроизводят проблемы науки о человеке и об обществе. Уже самим понятием позитивный (позитивизм) Огюст Конт противопоставляет свою философию и социологию старым (негативным) представлениям.
Социальная физика или социология, не предполагает по Конту, сведение общественных явлений к физическим; специфика социального учтена им в пределах позитивного синтеза — своеобразной энциклопедии научного знания, в основании которой лежит специально разработанная классификация наук, сохраняющая известное значение и в современных условиях.
Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающий в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая ступень в развитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокой ступени. По определению Огюста Конта иерархия основных наук выглядит так: математика-астрономия-физика-химия-биология-социология. Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние законов биологии и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга». Это взаимодействие индивидов особенно осложняется в человеческом роде вследствие каждого поколения на последующее. Выдвигаемое Контом требование к социологии изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных причин; основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации смысла истории, стало новаторством.
Специфика социологического подхода к общественной жизни состоит в том, что социологический подход представляет теоретические исследования законов социальных явлений с помощью общенаучного метода, а не философской рефлексии, т. е. отражение, исследование познавательного акта, взаимное отражение единого. В совокупности общественные явления, по Конту,-образный организм. Эта идея Конта предвосхитила установку методологии структурно-функционального анализа. Решая проблему личности, Конт подчеркивает существование у человека наряду с эгоистически-личностым также социального инстинкта и считает, что семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, образующуюся из множества элементов общества. Огюст Конт, используя методологические и мировоззренческие установки Сен-Симона, пытается сформулировать основной закон, способствующий преобразованию донаучного знания об обществе, о человеке в научное, закон, которому подчиняется общественный процесс. Социальные связи носят, пожалуй внешний характер, потому что в их возникновении главную роль играет материальная необходимость, воплощающаяся в таких институтах как промышленность, торговля, армия и т. п. и т. д. Природа социальной связи есть главный вопрос социальной статики, которая имеет своим предметом взаимоотношения, сохраняющиеся при всех исторических условиях элементов социального организма. Здесь-то у Конта на передний край выходит понятие система, которое до сих пор остается одним из центральных в социологии. У Конта оно органически связано с идеей эволюции. Конт претендовал на то, что открыл теоретический закон двойственности эволюции, социальной и интеллектуальной. У Огюста Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все мысли необходимо проходят Три сменяющие друг друга состояния: сначала теологическое состояние, где открыто господствует спонтанно возникающие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическое состояние, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивное состояние, неизменно основывающееся на точной оценке внешней деятельности, исторической реальности. Каждое из трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т. п. Закон трех стадий исторического развития одновременно есть и законом развития всего человечества. Знания человека и знания, культура человечества, считал Огюст Конт, проходит три стадии: теологическую (религиозную), метафизическую, позитивную, т. е. научную. Первоначально господствуют религиозно-метафизические представления — фикции, далее наступает эпоха господства позитивизма — позитивной науки. Отсюда, вывод, что первоначально необходимо построить систему наук, чтобы выделить в ней место социальной науке и ее особый предмет, далее социальную науку можно представлять как систему — систему социологии, наконец, опираясь на нее, выстроить систему общества.
Рекомендуем к прочтению:
Демографическая политика на современном этапе. Демографическая
ситуация в современной России
В 2006 году в ежегодном Послании Президент России назвал демографическую проблему «самой острой проблемой современной России».
Демографическая ситуация в России достаточно давно характеризуется как крайне неблагоприятная. Сокращение числ ...
На что направлены процессы общественных
преобразований в нашей стране
Социальная функция - это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. На современном этапе социальная функция ...
Контркультура в современном обществе
Цель статьи – рассмотрение контркультуры не только как исторического, но и универсального феномена, ее осмысление в русле исторической динамики цивилизационного процесса.
Понятие «контркультура» было выдвинуто американским социологом Т. ...
|