Особенности досугового поведения
Страница 1

Поле досугового поведения существенно более многомерно (включает гораздо больше качественных характеристик), чем поле потребительского поведения. Тем не менее, возможно классифицировать всю совокупность отечественных предпринимателей по критерию особенности досугового поведения в зависимости от доминирующей склонности к тому или иному виду досуга. Социологические исследования выделили шесть основных групп.

Группа “стиль жизни “трудоголика””. Большинство представителей этой группы работают свыше 11 часов в день, почти никто – 8 часов и меньше. Практически у всех не бывает больше 1 выходного дня, а многие заняты каждый день. Почти каждый четвертый работает без отпуска, еще столько же – отдыхает не более 2 недель в году. Чаще, чем в других группах отмечается принуждение себя к работе через силу. Эти люди практически ничем не занимают и тот минимум свободного времени, который у них есть, среди их занятий, которыми они занимаются лишь “иногда” - занятия с детьми, домашнее хозяйство, встречи с друзьями, просмотр телепередача. Это самая “непьющая” группа предпринимателей и самая многочисленная.

В этой группе больше, чем в других, первых лиц – руководителей и организаторов предприятий. Выше, чем в среднем, в этой группе доля собственников и значительно больше, чем в других группах, тех, кто считает бизнес своим призванием. Каждый третий до ухода в бизнес руководил государственным предприятием. Особенности трудовой мотивации “трудоголиков” таковы, что среди требований к работе для них гораздо менее, чем в других группах, важны поддержание привычного уровня и удовлетворение новых материальных запросов, а особенно – разумная интенсивность труда, оставляющая время для других занятий. Для них необходимо приносить пользу людям, предоставляя им продукцию или услуги, способствовать делу возрождения России, ощущать помощь сотрудников. Это те люди, которые имеют наибольшие основания ощущать фирму как свое детище. Эти бизнесмены чаще других заняты на частных предприятиях и товариществах с меньшим, чем в среднем, оборотом и численностью занятых. В этой группе почти нет женщин, меньше, чем в среднем, людей молодых (до 35 лет), почти у всех семья и несовершеннолетние дети.

Группа “стиль жизни “семейственного””. В этой группе наибольшая доля тех, чей рабочий день не превышает более 8 часов (более 30%) и тех, у кого он обычно составляет 9-11 часов. Почти у всех, как правило, два выходных дня, регулярный отпуск раз в год около 3 недель. Отдыхают чаще всего на юге или на даче, хотя около трети хотели бы провести отпуск за рубежом. Примерно 40% считают, что дома никогда не занимаются делами, связанными с бизнесом, и столько же – что занимаются иногда. В целом это группа с наименьшей интенсивностью труда, но и с самыми низкими доходами. Их относительно большой досуг занят преимущественно общением с детьми и телевизором, они много времени уделяют домашнему хозяйству, чтению, чаще других гуляют и просто ничего не делают, значительно превосходят прочих по посещениям театров и музеев.

Представители этой группы ориентированы не на повышение, а на поддержание своего уровня жизни, для них важно уделить частицу времени здоровью, семье, детям, дать им что-то не только материальное. Характерно, что при близких к средним долях высших руководителей и собственников, в этой группе наименьший процент тех, кто был в числе организаторов предприятия и выходцев из бывших руководителей предприятий. Прирожденным бизнесменом чувствуют себя около 40%, а почти половина имеет еще какую-либо дополнительную работу.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Особенности потребительского поведения российского предпринимателя
В среде российских предпринимателей выделяются несколько групп, существенно различающихся между собой по стилю жизни, связанному с имущественным положением и потребительскими ориентациями. Имущественные различия между группами связаны ка ...

Мотивы и цели добровольной социальной политики предприятий
Исследуя побудительные причины и функции предоставления предприятиями добровольных социальных услуг, можно встретить множество различных высказываний и толкований [1, 8, 9]. Они редко аргументируются однозначно, чаще для объяснения пользу ...

Понятие и сущность семьи
Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает ...