По его мнению, двигателем любого социального явления могут быть не только научные знания, но и различные психические факторы: эмоции, воля, чувства, желание. Психологическое взаимодействие групп выступало высшей формой общественности и основополагающей причиной социальных явлений.
В первой половине 80-х годов складывается социологическая теория Николая Ивановича Кареева (1850-1931).
Кареев - историк, социолог. Он преподавал в Варшавском, потом в Петербургском университете. С 1910 г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук, а с 1929 г. - почетным академиком Академии наук СССР.
Этого видного российского историка и социолога часто также причисляют к направлению академического психологизма в социологии, хотя его вклад в развитие отечественной социологии значительно более весом. Он был автором первого российского учебника по социологии. Он также явился первым историографом отечественной социологии.
Основные взгляды его социологической теории нашли свое выражение в докторской диссертации “Основные вопросы философии истории", вышедшей в 1883 г. в 2-х томах. Среди социологических работ можно отметить следующие:
“Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1889), “Историко-философские и социологические этюды" (1895), “Старые и новые этюды об историческом материализме” (1896), “Введение в изучение социологии” (1897), “Историка. Теория исторического знания” (1913), “Историология. Теория исторического процесса” (1915), “Общие основы социологии” (1919) и ряд журнальных статей. Им было написано 80 книг и статей по философии, социологии и истории.
Кареев критиковал контовскую классификацию за то, что Конт неоправданно перешел от биологии к социологии, минуя психологию. “Между биологией и социологией, - писал Кареев, - мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную”.
Психоаналитическая ориентация К XX веку психологические школы исчерпали себя, но в социологии утвердилась и надолго сохраняется психоаналитическая тенденция.
3игмунд Фрейд (1856-1939) полагал, что человек и общество находятся в состоянии постоянного конфликта. Повинна в этом конфликте консервативная природа человека, в которой доминируют бессознательные импульсы "ОНО", имеющие в своей основе сексуальный характер. Эти могучие природные импульсы имеют решающее значение не только для человека, но для исторического развития общества, так как динамика сознательного и бессознательного определяет природу общества, его функционирование и конфликты.
Основным у 3. Фрейда является представление о том, что поведение человека определяют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил, социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так как среда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляет природу человека.
Подавление, т.е. нормы и запреты личности, ведет к развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов, сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормального существования общества, развития культуры, предохраняет человечество от разрушения.
Борьба между этими вытесненными и ищущими выхода влечениями, общественными запретами - одна из основных идей социальной теории психоанализа.
Разумно обуздывать инстинкты и способствовать развитию общества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными, бессознательными влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководить элита.
Другая важная проблема, затронутая в концепции 3. Фрейда, - вопрос, что объединяет людей в человечество.
Рекомендуем к прочтению:
Основное содержание конвенции МОТ по вопросу политики занятости
Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся там 17 июня 1964 года на свою сорок восьмую сессию,
принимая во внимание, что Филадельфийская де ...
Социальная стратификация и
проблема среднего класса современного российского общества
Официальная идеология утверждала, что в СССР отсутствовало социальное неравенство. После победы социализма в нашей стране якобы существовали два дружественных класса — рабочий класс и крестьянство, а между ними располагается рекрутируемая ...
Примеры относительности девиации
Отклонение от принятых в обществе норм и ценностей называется девиацией. Социология изучает не любые отклонения от норм, а только те, которые вызывают общественное беспокойство: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и ...
|