Теория подражания (интеракционализм).
Сторонники теории подражания Г. Тард, П. Сигель и другие полагали, что социальные законы - это законы подражания. Человек как всякое социальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляются удачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктом индивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в "логическую дуэль" с новым подражанием. Взаимодействие подражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправной пункт всех общественных изменений - обновляющая мысль, а закон всемирного повторения - основной закон общественной жизни. Основные работы Габриеэля Тарда (1843-1904) - это "3аконы подражания" (1892),"Социальная логика" (1901),"Социальные законы" (1901). "Мнение и толпа" (проблемы толпы) Основной тезис: социальные явления и события являются психологическими по своей природе, так как они состоят из взаимодействия индивидуальных умов, обусловленных индивидуальными убеждениями и желаниями.
Основная проблема: отношение "я" к другим "я", их взаимное влияние, постоянное, малозаметное или значительное. Это и определяет социальную жизнь. Основа общественного взаимодействия - индивид. Индивид - первичная социальная клеточка общества (О). О вырастает из индивида. На эту тему полемизировал он с Дюркгеймом в течение 25 лет. Для Дюркгейма О первично и из него возникает индивид, а у Тарда наоборот. Если индивид первичен, то особый интерес представляет его психология. Социальный процесс характеризует как определенную циркуляцию желаний и идей. Эта циркуляция протекает в 3-х осн. формах:
1) репетиция или имитация 2) оппозиция 3) адаптация.
Главное в О - подражание. Тард исходит из логического анализа различных форм социального взаимодействия, доказывая, что основу составляет ассимиляция индивидом установок, верования, чувств других людей. Следовательно, задача социологии - изучение законов подражания, на чем строятся человеч взаимодействия Предмет социологии - исследование и описание динамики идей, убеждений, желаний, внутренних переживаний субъекта. О - это подражание. Подражание - вид гипнотизма. Социальные конфликты объясняются противоречиями между различными направлениями подражания. Ссылаясь на механизм подражания, Тард объясняет общественное мнение, обычаи, моды, религию и все прочие социальные явления. Из подражания вытекает интерес к психологии. Толпа - физическое собрание, объединение разнородных незнакомых друг другу элементов. Общие черты толпы: вера, страсть, эгоизм, коллективное самолюбие, односторонняя иррациональная подражательность.
Классификация толпы: выжидающая толпа; внимающая толпа;
заявляющая о себе толпа; действующая толпа.
Публика - это социальное объединение, формирующееся под воздействием самоконтроля, обладающее общим самосознанием, общим интеллектом. В процессе развития общества должна 27
произойти замена толпы этим социальным объединением - публикой.
Вывод: Тард объяснял всю соцжизнь О в терминах интерпсихологии, т.е. психологического взаимодействия двух индивидов из которых один подражает другому. Элементарный социальный факт - это результат соприкосновений и взаимодействий нескольких умов.
Основоположник символического интеракционизма, американский философ и социолог Джордж Герберт Мид (1863 - 1931) исходил из признания примата социального над индивидуальным. Квалифицируя свою позицию как " социальный бихевиоризм", Мид особенно подчеркивал, что единственно правильное объяснение сознания человека может быть дано лишь в терминах поведения а не наоборот, как полагали ранее.
Рекомендуем к прочтению:
Подростковое материнство как социокультурный феномен. Исторический
и социально-культурный контекст юного материнства
Довольно распространенное мнение о том, что подростковое материнство – явление последних нескольких десятилетий - не верно, чему имеется множество исторических свидетельств.
Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так ...
Проект «Мы и наркотики»
Анализ, проведенный экспертами Ассоциации, показал, что сегодня наиболее опасной с точки зрения расширения рынка потребления и производства наркотических средств является территория бывшего СССР, и прежде всего Россия. Благоприятная почва ...
Особенности потребительского поведения российского предпринимателя
В среде российских предпринимателей выделяются несколько групп, существенно различающихся между собой по стилю жизни, связанному с имущественным положением и потребительскими ориентациями.
Имущественные различия между группами связаны ка ...
|