За более чем десятилетний период поменялись многие прежде унифицированные нормы и практики. Социальное конструирование возраста явно просматривается на изменении понятий "ребенок" и "подросток" в постсоветский период. Причем, этот процесс связан не только с акселерацией. В стабильных относительно, благополучных обществах, например, США этот социальный возраст подростка значительно выше, нежели в развивающихся бедных странах. В сегодняшней России можно наблюдать снижение возраста «взросления», что исторически достаточно закономерно - в сложные периоды социально-экономического развития ожидается, что дети «взрослеют» раньше. С одной стороны, это положительное явление. С другой стороны, из общественного мнения часто выпадает то обстоятельство, что раннему социальному взросления должно сопутствовать просвещение подростков по многим вопросам, включая развитие их правового сознания, а также создание системы служб помощи для их адаптации к взрослой жизни.
Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о том, что возраст начала сексуальной жизни подростков снижается, причем интенсивнее среди девушек [10]. По данным репрезентативного опроса, проведенного в РФ в конце 2001 г. (RLMS), средний возраст первого сексуального контакта для поколения 41-49 летних женщин составил 20,2 лет, мужчин - 19 лет; 31-40летних – соответственно 19,3 и 18,4; 21-30 летних - 17,8 и 17,1; 14-20 летних – 16,2 и 15,6 [58].
Результаты исследования повседневных репродуктивных практик несовершеннолетних показали следующее [15].
Сценарии первого сексуального контакта. Известно, что половое созревание девочек начинается в среднем на два года раньше в сравнении с мальчиками, хотя внутри половые вариации очень широки. Это позволяет выделить рано и поздно созревающих мальчиков и девочек. Исследования, проведенные за рубежом показали, что «степень созревания» и соответствующий уровень гормонов влияет на мотивацию первого сексуального опыта у мальчиков, у девочек же главными являются социальные причины: социальный контроль, поведение подруг, отношение к партнеру [57]. Хотя, возможно, преодоление гендерных стереотипов влияет на такую закономерность. Российских данных по этому вопросу крайне мало. С.И. Голод отмечает, что произошли изменения в отношении объекта первой сексуальной близости у женщин: «во главе по-прежнему «друг» (44%), далее высветилась новая фигура – «мужчина значительно старше по возрасту и с иными интересами (33%), «жених» же разделил судьбу «мужа» - он оказался вытесненным на задворки» [12].
Можно говорить, по крайней мере, о четырех типах сценариев вступления в первый сексуальный контакт несовершеннолетних девушек по основанию добровольности и инициативы.
Первый включают насилие или принуждение к сексу со стороны партнера. Специалисты различают эти термины [59], но в данной типологии они употребляются как взаимозаменяемые. К сожалению, для многих мальчиков – подростков и даже взрослых мужчин формирование мужской идентичности связано с унижением и подавлением девушек. По данным зарубежных исследований, чем ниже возраст девушки при первом контакте, тем более вероятно, что он был нежелательным [56]. Менее благополучные в социальном отношении девушки чаще подвергались насилию, особенно в небольших городах, где патриархатные нормы достаточно сильны, а социальный контроль и нравственные регуляторы уже не эффективны.
Виктимный сценарий – девушки становятся жертвой насилия, поскольку заранее к этому предрасположены. Росли в социально неблагополучных семьях, часто без отцов и социально неуспешной матерью, самооценка занижена. По имеющимся данным, такой сценарий чаще актуализируется после принятия алкоголя или наркотиков. Только в 14% случаев насилия девушки никогда не знали мужчину – случайное насилие. В остальных – они были знакомы, хотя бы в течение одного вечера, а часто и длительное время.
Рекомендуем к прочтению:
Социологический метод
Социология во второй половине прошлого века была, в сущности, довольно молодой наукой. И с самого начала господствующие позиции в новой науке приобрел социологический метод, предложенный О.Контом – позитивизм. Однако, по мере развития соц ...
Сущность, признаки,
функции социальных институтов
Институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, ...
Семья как один из факторов развития социальной проблемы коммерческой
сексуальной эксплуатации детей
В течение последних десяти лет наблюдается рост интереса ученых и общественности к проблеме коммерческой сексуальной эксплуатации детей (КСЭД) в России и за рубежом, о чем свидетельствуют регулярно проводимые мониторинги по отслеживанию с ...
|