Традиционный анализ документа представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит от [47]:
1) содержания, направленности самого документа;
2) условий, целей и задач проводимого исследования;
3) квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя (более квалифицированный и творчески мыслящий исследователь сумеет извлечь из одного и того же документа гораздо более обширное и нужное для исследования содержание, чем менее квалифицированный и опытный, не обладающий творческим воображением).
При всей важности и значимости традиционный вид анализа неотделим от личности исследователя, а потому несёт в себе возможность субъективной оценки документа. Стремление избавиться от субъективности привело к разработке существенно иного вида формализованного анализа документов, называемого контент-анализом.
Контент-анализ (от англ. contens - содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности организации), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования организации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет) [47].
Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Большая часть широко проводимых ныне исследований общественныхорганизаций методом контент-анализа представляет собой элементарный подсчет частоты встречаемости и объема материалов в различных СМИ. На основе анализа таких данных делаются вполне обоснованные выводы, касающиеся объема рекламной активности этих организаций, характеристик деятельности и т п. Однако, тем самым, возможности применения этого метода для анализа именно общественных организаций сильно обедняются.
По-существу, данный метод используется лишь в той форме, в которой он применялся в США на заре своего существования (в 40-50-е гг) - как метод систематической и объективной квантификации текстового материала. В настоящее же время произошла существенная эволюция данного метода, заключающаяся в расширении и уточнении его познавательных возможностей как средства не только описания, но и качественно новой интерпретации содержания текстовых данных. Главная же задача, которая решается посредством контент-анализа, состоит в попытке раскрыть латентное (скрытое) содержание коммуникации через изучение проявлений этого содержания в структуре текста. Так, с помощью разработки специальной сетки содержательных категорий можно обнаружить заложенные в текст СМИ ценности, установки, модели поведения, выявить какие нормы внедряются в сознание контактных аудиторий общественных организаций, определить на кого ориентированы данные сообщения и пр [47].
Рекомендуем к прочтению:
Контркультура в современном обществе
Цель статьи – рассмотрение контркультуры не только как исторического, но и универсального феномена, ее осмысление в русле исторической динамики цивилизационного процесса.
Понятие «контркультура» было выдвинуто американским социологом Т. ...
Формы, методы и средства социально-педагогической работы с семьей. Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй
Материализация концептуальных подходов к организации надежной системы социальной защиты населения в обществе во многом зависит от научной обоснованности, а следовательно, и эффективности социальной работы, проводимой с различными группами ...
Задачи переписи во второй половине 20 в.
Первая послевоенная перепись была проведена 15 января 1959 г. Проведение переписи только в 1959 году обусловлено не только экономическими трудностями послевоенного периода, но и нежеланием привлекать внимание к неоправданно огромным людск ...
|