При использовании метода «неколичественного» контент-анализа, где задача состоит в обнаружении хотя бы единичного появления определенной категории, в качестве основных категорий при анализе сообщений выступают [47]:
– концепция (замысел, содержание образа);
– стратегия (цель и средства ее достижения);
– ценностное содержание (апелляция к конкретным ценностям и потребностям аудитории);
– соотношение информационного и эмоционального компонентов сообщения;
– потенциальная аудитория (направленность сообщения, образ адресата).
Представленность этих категорий определяется с помощью подсчета формальных индикаторов содержания объявлений и сообщений, таких как оценочные прилагательные, количественные и исторические факты, образы людей, общекультурные символы и др.
Этапы применения контент-анализа.
Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа [40, 47].
1. Первый этап
Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:
– заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
– один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
– заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
– сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина)
– частота появления сообщений,
– способ распространения сообщений;
– место распространения сообщений;
– время появления сообщений.
При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.
2. Второй этап
Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
3. Третий этап
Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
– она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
– она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
– она должна легко идентифицироваться;
– число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
4. Четвертый этап
Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
Рекомендуем к прочтению:
Парадоксы брака
Теория брака проста невероятно. Если бы не 24 векторные пары, работающие исключением, то брачную теорию можно было бы попросту считать примитивной. Однако простота теории не является следствием простоты ее первооткрывателя, она следствие ...
Последствия исторических изменений в функциях семьи
Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д. И.Ф. Дементьева[4] говорит о возникновении новых нетипичных проблем вос ...
Плюсы и минусы.
В чем заключаются плюсы и минусы ранних браков? Почему многие так спешат связать себя семейными узами, а другие совсем не торопятся становиться законными супругами и видят в браке нечто неприглядное? Идея разобраться в противоречивости ра ...
|