Теоретические основы исследования деятельности общественных организаций. Методология исследования деятельности общественных организаций
Страница 4
Материалы и статьи » Роль общественных организаций в формировании социальной политики в современном украинском обществе » Теоретические основы исследования деятельности общественных организаций. Методология исследования деятельности общественных организаций

При использовании метода «неколичественного» контент-анализа, где задача состоит в обнаружении хотя бы единичного появления определенной категории, в качестве основных категорий при анализе сообщений выступают [47]:

– концепция (замысел, содержание образа);

– стратегия (цель и средства ее достижения);

– ценностное содержание (апелляция к конкретным ценностям и потребностям аудитории);

– соотношение информационного и эмоционального компонентов сообщения;

– потенциальная аудитория (направленность сообщения, образ адресата).

Представленность этих категорий определяется с помощью подсчета формальных индикаторов содержания объявлений и сообщений, таких как оценочные прилагательные, количественные и исторические факты, образы людей, общекультурные символы и др.

Этапы применения контент-анализа.

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа [40, 47].

1. Первый этап

Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

– заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)

– один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);

– заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);

– сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина)

– частота появления сообщений,

– способ распространения сообщений;

– место распространения сообщений;

– время появления сообщений.

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

2. Второй этап

Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

3. Третий этап

Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:

– она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

– она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

– она должна легко идентифицироваться;

– число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

4. Четвертый этап

Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Формационный подход к истории
В 40-х годах XIX в. возник марксизм, краеугольным камнем которого является учение об общественно-экономической формации. Оно было развито в «Немецкой идеологии» К. Маркса и Ф. Энгельса, в работе «К критике политической экономии» К. Маркса ...

Проблема определения
Понятию «конфликт» очень сложно дать определение, сам конфликт – это сложное явление, которое проявляется в различных сферах деятельности людей, с помощью разных механизмов и в разных формах. Конфликт чаще всего непостоянен, у него может ...

Основные стереотипы: взгляд со стороны. Исторический аспект
Наиболее сильными чертами имиджа Соединенного Королевства являются традиции, история этой страны. Они вызывают и положительное, и отрицательное отношение к Великобритании, являясь одновременно и сильной, и слабой ее стороной. Исторически ...