В первую очередь самое большое усилие необходимо направить на укрепление частной филантропии. Это не должно быть единственным источником поддержки, но частная филантропия является главным условием независимости третьего сектора. Ослабление заграничной поддержки должно быть компенсировано ростом домашней поддержки. Это требует распространения такой концепции частного дарительства, которая бы распространялась не только на богатых, но и считалась бы моральной обязанностью всех социальных слоев. Это означает также и новое отношение к нему со стороны бизнеса и желание части организаций третьего сектора находить дорогу к фирмам и бизнесу. Третий сектор однако не должен был бы оказаться в западне, надеясь лишь на частную филантропию. Она является лишь одним из долговременных источников поддержки и нигде в мире не носит преобладающий характер. Даже в США лишь 11% обязано филантропии (в это входит и общая поддержка со стороны отдельных лиц, фирм и фондов). В Западной Европе эта цифра ещё меньше и представляет всего 5% или 10%. Приблизительная прибыль, полученная филантропией, составляет около 10% всей прибыли третьего сектора. Остальные средства нужно будет находить в других источниках, включая средства, вырученные за продажу продукции и услуг. Одновременно должен войти в обиход и концепт, считающий карьеру третьего сектора за полноценное личное видение, а не только за пересадочную станцию на пути к государственной службе. В этом смысле должна была бы возникнуть и профессиональная подготовка к такой карьере.
Задача кооперации
Эта задача сопоставляет третий сектор в трёх различных направлениях: в сотрудничестве внутри третьего сектора, в сотрудничестве с бизнесом и в сотрудничестве с государством. Наряду с конфликтами, существующими между государством и третьим сектором, для их взаимоотношений характерны зависимость и сотрудничество .
Предлагается система, обозначенная как «власть посредством третьей стороны», в которой правительство в значительной мере опирается на другие социальные учреждения. Прежде всего, это касается некоммерческих групп, оказывающих услуги, оплачиваемые правительством. Во всех западноевропейских странах правительство функционирует в качестве «налогосборщика» также и для третьего сектора. Однозначно правительство является преобладающим доминантным источником финансирования некоммерческих организаций, который составляет в Ирландии и Бельгии 77% доходов третьего сектора, 64% - в Германии и почти 60% - в Голландии. Такой порядок не является случайным. Наоборот, это результат целенаправленной политики по отношению к третьему сектору, исходящей из немецкого принципа субсидирования, голландской практики «опоры» (т.е. организация общественных функций в помощь образованию, медицинскому обслуживанию и социальному обеспечению и общественной поддержкой для остальных учреждений в соответствии, например, с разделением по религиозному, этническому принципу и т.п.) Такая политика проявилась и в недавней децентрализации системы социального обеспечения (welfare) во Франции. Там в большой степени использовались общественные организации как реализаторы оказываемых услуг на договорной основе. Такое положение, естественно, вызывает опасения по отношению независимости третьего сектора. Во избежание потери независимости мы, однако, не должны отвергать поддержку со стороны правительства, а постараться сделать всё для того, чтобы наряду с ней существовали и другие источники поддержки.
Больше чем сто пятьдесят лет тому назад приехал француз Алексис де Токвилл (Tocqueville) в Соединённые Штаты, чтобы понять, как там действует демократия. Он пришёл к заключению, что для неё главным условием является действующая система частных объединений, которую бы сегодня обозначили под понятием частного некоммерческого сектора. «Среди законов, господствующих в человеческом обществе», - написал Токвилл, - «существует один, кажущийся более точным и более понятным, чем все остальные. Если люди хотят стать цивиливизованными или если они такими будут, то должно повыситься умение общественного объединения и улучшиться в таком соотношении, в каком увеличивается равноправие условий».
Рекомендуем к прочтению:
Понятие общества. Характеристики общества как системы
Одной из актуальных проблем современного обществоведения остается определение понятия общества, несмотря на то, что определений общества в современной литературе имеется очень много. В них выделяются различные стороны общества, и это неуд ...
В чем заключается сущность эвристического метода
прогнозирования
Эвристика — приемы и методы принятия решений, использующие интуицию и опыт специалистов в решении аналогичных проблем.
Эвристические методы прогнозирования — методы, используемые для прогнозирования поведения сложных систем с множеством ...
Различия теорий общественного договора
Человек в понимании Руссо по своей природе добр, обладает крепким здоровьем и свободен. Людям присуща первобытная нравственная чистота, они счастливы и добры. Человек, по мнению Руссо, развит гармонично и всех людей между собой объединяет ...
|