Понятие и виды фандрайзинга
Материалы и статьи » Понятие и виды фандрайзинга

Фандрайзинг – поиск ресурсов (людей, оборудования, времени, финансирования, информации), необходимых для осуществления какой-либо деятельности и/или поддержания существования организации. В этом аспекте важно понимать, что финансирование – не единственное, что необходимо для реализации конкретных проектов.

Супрелорин для кошек там.

Современный фандрайзинг в России начался в 90 годах и развивался в самых неблагоприятных для создания национальных фондов условиях. В настоящее время в России существует несколько десятков отечественных фондов, однако они либо поддерживаются международными фондами и подчинены их интересам, либо связаны с частным капиталом и являются "клубными", либо имеют очень незначительные средства и выдают небольшое количество мелких грантов. Поэтому пока нам приходится ориентироваться на зарубежных доноров, наиболее известные из которых имеют представительства в России.

Практика показывает, что, по крайней мере, на первом этапе, не стоит разбрасываться и пытаться сразу написать заявки в большое число фондов. Лучше всего, исходя из своих реальных возможностей, выбрать 5-10 первоочередных фондов и детально изучить их программные установки, требования и другую информацию, включая информацию о профинансированных проектах.

Все это поможет лучше разобраться в специфике работы конкретного фонда в России и правильно подойти к подготовке заявки. Но прежде чем начинать работу, следует понять главное - корпоративный интерес фонда, поскольку никто не дает деньги просто так, даже если проблема, решаемая в Вашем проекте, действительно является актуальной.

Что же такое "корпоративный интерес фонда"? Условно грантодающие фонды можно разделить на три группы: государственные, корпоративные и независимые. Государственные фонды преследуют интересы страны, их финансирующей. Поэтому здесь как никогда важно знание международной и внутренней политической ситуации. Корпоративные фонды работают при крупных компаниях и корпорациях, и их интересы определяются в основном развитием бизнеса этих компаний и корпораций в России. Независимые фонды могут получать средства из разных источников, как правило, под определенные программы. Соответственно, их интересы зависят от интересов доноров. Однако, в случае реализации проектов за счет собственных средств, независимые фонды весьма консервативны, и в этом случае можно уверенно компилировать темы и содержание проектов, ранее поддержанных фондом.

Чтобы еще лучше понять как составлять заявки на гранты в международные фонды, работающие в России, необходимо знание процесса рассмотрения заявок. Обычно процесс выглядит следующим образом. Поданная заявка попадает к грант-менеджеру фонда, который оценивает формальные критерии (полнота и достоверность сведений, реалистичность проекта, соответствие целям и задачам фонда, правильность составления сметы и т.д.). Грант-менеджер наш соотечественник и понимает, что наиболее актуально и выполнимо для России, но, с одной стороны, он находится в зависимости от текущих программных установок (в том числе, "западного" понимания наших потребностей), а с другой, как правило, не является экспертом в Вашей области. Если грант-менеджер принимает заявку, она направляется независимым экспертам по Вашему направлению. Если эксперты ставят "проходной" балл, далее заявка утверждается Советом, что можно рассматривать как своего рода лотерею.

Представительства фондов не заинтересованы в существенном увеличении числа (а иногда и круга) грантозаявителей, т.к. это привело бы к непропорциональному возрастанию нагрузки по рассмотрению заявок. Вероятно, с данным обстоятельством связана сложность поиска информации по срокам, требованиям и другим особенностям подачи заявок в фонды.

Именно поэтому важно установление личных контактов с представителями фондов (Кстати, по некоторым данным, при прямом обращении в крупные компании вероятность получения средств на обоснованные проекты достигает 50%). Даже при прочих равных преимущество всегда будет на стороне организации, известной фонду и производящей положительное впечатление своей активностью. Прямой контакт позволяет также быть в курсе всех изменений в работе фонда и консультироваться с персоналом, оценивающим заявки. В конечном счете, персонал фонда заинтересован в работе по грамотно составленным и уже знакомым заявкам.

Вместе с тем, нельзя оставлять без внимания и фонды, которые по тем или иным причинам не хотят открывать собственные офисы в России. Работать же заочно трудно и для фонда и для грантозаявителя по ряду обстоятельств, начиная с предвзятого отношения к распоряжению иностранными средствами в нашей стране и заканчивая сложностями по переводу и пересылке заявок и отчетов. Тем не менее, очевидно, что любой фонд заинтересован в освоении столь значительных территорий и ресурсов. В этих условиях преимуществом пользуются крупные долгосрочные проекты, предлагаемые и поддерживаемые несколькими известными и благонадежными организациями. Несколько таких проектов в настоящее время готовятся Лигой НКО и открыты для участия всех заинтересованных сторон.

Начиная работу по фандрайзингу, нельзя рассчитывать на быструю материальную отдачу. Необходимо иметь изначальный запас прочности, т.к. первые средства от фандрайзинга могут поступить и через год, если не более. В США считается нормой тратить на фандрайзинг не более 20 центов на каждый доллар, полученный от фондов. При хорошем фандрайзинге удовлетворяется как минимум 1 из 10 заявок. На написание заявки у одного фандрайзера уходит до 1 месяца. До выдачи гранта в среднем проходит не менее 6 месяцев. Среднюю сумму гранта можно оценить как 30 тыс. долларов, из которых порядка 50% уходит на налоги и другие обязательные платежи. Значительную часть составляют расходы на аренду офиса, материалы и оборудование. Из приведенных данных очевидно, что работа одного фандрайзера находится на грани рентабельности, и спасти ситуацию может только использование бесплатных ресурсов (помещения, оргтехники и т.п.).

Совсем иначе обстоят дела при скоординированной работе группы фандрайзеров, тем более из разных партнерских организаций. Помимо повышения общей вероятности получения гранта за счет увеличения числа заявок, происходит специализация фандрайзеров по определенным направлениям и фондам, и в результате процент удовлетворенных заявок существенно увеличивается (до 1 из 3).

В противовес ряду организаций, считающих фандрайзинг ареной конкурентной борьбы, Лига НКО уверена, что объединение усилий различных организаций повышает качество реализуемых по грантам проектов и вероятность получения грантов, формируя положительное общественное мнение о работе грантодающих фондов, что, в свою очередь, привлекает новых частных и государственных доноров к работе фондов и способствует развитию этого направления социально значимой деятельности.

Мы поговорим также о том, где найти и как привлечь ресурсы финансовые.

Следует отметить, что фандрайзинг – это не только процесс сбора средств, которые используются как для реализации социально значимых программ, но так и для организационной поддержки НКО.


Рекомендуем к прочтению:

Социально-психологическая реабилитация участников боевых действий как составная часть социальной работы
Под термином реабилитация большинство исследователей подразумевают систему государственных социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение време ...

Система профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете и имеющими судимость (на примере Тотемского района)
Коррекция и реабилитация несовершеннолетних правонарушителей проводится в специальных учреждениях, а профилактика одна из самых главных функций школы, микрорайона, семьи, детского сада. Л.В. Мардахаев рассматривает профилактику как испол ...

Пути развития коммуникативных умений
Навыки продуктивного общения у людей складываются стихийно или возникают как побочный продукт обучения. Специальное обучение навыкам общения представляет собой особую задачу, важность которой для социального работника трудно переоценить. ...