В случае если FC имеет значение больше 1 (т.е. когда объективные факторы имеют большие показатели, чем субъективные оценки комфортности), тогда фактор комфортности наверняка не приведет к формированию устойчивых миграционных установок.
Возможно, что существует некоторый критический рубеж в значении показателя FC. Его можно определить равным 1. Показатели, имеющие более низкие значения (т.е. расположенные в диапазоне 0 .1), характеризуют состояние дискомфорта человека и, чаще всего, приводят к формированию у него миграционных установок, связанных с переездом на другую территорию (страну) [41, с. 24].
Вполне определенно, что миграционные установки имеют различную степень устойчивости и вероятность реализации в эмиграционное движение. И отнюдь не всегда наличие миграционных установок приводит к реальной эмиграции. Для воплощения миграционных установок в эмиграционное движение требуются еще реальные возможности в виде денежных средств на переселение, возможности выезда и пр. В связи с этим предлагается определить эмиграционное движение как совокупность миграционных установок, подкрепленных реальными возможностями эмигранта.
В этом случае предложенную выше формулу исследователем С. В. Рязанцевым можно представить так:
FC = FCec + FCet + FCg + FCd + FCs + FCp,
где FCec – фактор экономической комфортности,
FCet – фактор этнической комфортности,
FCg – фактор эколого-географической комфортности,
FCd – фактор демографической комфортности,
FCs – фактор социальной комфортности,
FCp – фактор политической комфортности.
Каждый из перечисленных факторов, определяющих общую комфортность, может быть выражен также через соотношение субъективных и объективных составляющих [41, с. 25].
В современном мире, помимо традиционных факторов эмиграционного процесса, важную роль стал играть человеческий фактор. Он является не только непосредственным капиталом социально-экономического развития, он формирует значительнейшую часть этого капитала.
Характерными особенностями новейшей истории эмиграции являются ее постоянное увеличение, вовлечение в миграционный кругооборот населения практически всех стран мира, быстрый рост в нем доли трудовой миграции. Подобные процессы не могут обходиться без государственного регулирования [37]. Думаю, в данной главе будет уместно затронуть основные концепции в сфере эмиграционных процессов.
Выделяются три основные концепции государственной политики в сфере международной миграции. Первая из них - так называемая концепция активного регулирования. Ее сторонники убеждены в принципиальной возможности и целесообразности вмешательства государства в процесс межгосударственной миграции. Важное место отводится правовым механизмам вмешательства, при этом предлагается сделать акцент на сочетании внутригосударственных и международных правовых актов и соглашений, регулирующих (и стимулирующих) возвращение эмигрантов. Придерживаются этой концепции главным образом страны-доноры, несущие крупные потери от «утечки умов».
В основе концепции невмешательства лежит положение о принципиальной несовместимости государственного регулирования миграции и эмиграции высококвалифицированных кадров с неотъемлемым правом человека на свободу перемещения в интегрирующемся мире. Естественно, эта концепция популярна в основном в странах-реципиентах.
Концепция ориентации на перспективу исходит из того, что проблемы регулирования миграции могут быть решены только в перспективе (что отразилось в ее названии), на наднациональном уровне и при соблюдении интересов личности и государства - страны происхождения эмигранта. Для этого нужна разработка международных норм, которые не противоречили бы государственным, и не нарушали бы права эмигранта [17].
Последняя концепция органично входит в более широкую концепцию нового мирового порядка, которая, как известно, нацеливает на интеграцию всех видов жизнедеятельности обществ на наднациональной основе, в рамках мирового сообщества [45]. В таком контексте интернационализация рассматривается как явление вполне закономерное и естественное, в своем развитии проходящее путь от стартового состояния, которое определяется реальными особенностями стран и их взаимоотношений, к идеальной цели - максимизации межгосударственного взаимодействия с достижением полезных эффектов для каждой страны и для всего мира.
Рекомендуем к прочтению:
Обработка и анализ результатов социологического исследования
Заключительный этап социологического исследования включает обработку, интерпретацию и анализ данных, построение эмпирически выверенных и обоснованных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов. Этап обработки подразделяется на несколько ...
Детерминирующие факторы эмиграционных процессов
Рассмотрение эмиграции как самостоятельного феномена (а не как составляющей миграции), когда и оценивается влияние привлекающих и выталкивающих факторов, и соотносятся потери и выгоды от эмиграции - то значительное число работ по этой тем ...
Футбольные фанаты в России
Прежде всего, необходимо прояснить вопрос о том, кого считать футбольным фанатом, а кого просто болельщиком. Этот вопрос весьма спорен и окончательно не прояснен даже у самих фанатов. Тем не менее существует несколько критериев отнесения ...
|