В Древней Руси этика помощи человеку не оформлялась в отдельную отрасль знаний, а существовала в контексте норм человеческого общежития, что доказывает обыденность самого фактора оказания помощи. Вводя в конце Х в. на Руси православие, великий киевский князь Владимир заботился о том, чтобы не только буква, но и, главное, дух православия на русских землях восторжествовал. С этой целью князь Владимир в 996 г. поручил православной церкви заботу о нуждающихся и определил средства на их содержание и поддержку ("церковная десятина").
Наиболее целостную систему этических воззрений в древнерусский период, которая затрагивает в числе прочих и проблему помощи нуждающимся, являет собой "Поучение Владимира Мономаха". Князь Владимир Мономах в "Поучении" своим потомкам (1099) писал о необходимости проявлять неустанную заботу о нищих, убогих, сиротах, вдовах, поддерживать их материально и восстанавливать социальную справедливость, защищать слабых от притеснения сильных.
Таким образом, Мономах считал важным соблюдение общих моральных правил, среди которых можно выделить и этические правила благотворительности: уважение к людям, умение быть полезным, быть верным данному слову, заботиться о бедных и защищать их, делать людям добро и избегать зла, творить милостыню.
Продолжением и развитием сложившихся в древности славянских этических обычаев и традиций в отношении помощи и взаимопомощи, обобщенных позднее в рамках Нового Завета, "Поучения Владимира Мономаха", сборников "Пчела" и "Златоуст" и других, явился распространившийся в ХVI в. "Домострой". В нем затрагиваются вопросы нравственности личности и содержатся определенные требования, в том числе и требование участвовать в благотворительности: человек должен не только соблюдать основные заповеди христианской религии, то есть не красть, не клеветать, не лгать, "но и быть… к убогим приветну и милостиву…".
В эпоху великого реформатора Петра I и позднее выходит в свет большое количество светских кодексов поведения, которые содержат нормы как этики, так и этикета, не разделяемых по содержанию. Большинство изложенных в них правил относится ко всем людям независимо от их сословия и носит всеобщий характер. Очень важным в отношениях с людьми считается "оказание почтения всякому человеку вообще, какого бы кто имени, веры и закона не был… он есть ближайший твой". Светские этические кодексы подчеркивают необходимость проявлять сочувствие к человеку, оказавшемуся в беде.
Так, например, в нравственной энциклопедии, содержащей описание обязанностей человека в общежитии (начало XIV в.) говорится: "Кто берет участие в горестях ближних своих, тот заставляет себя любить, а кто безжалостен, тот не может наслаждаться именем друга человечества…" Многие светские лица, в том числе и канонизированные после смерти, славились при жизни своим милосердием и состраданием к неимущим. Таковыми были Юлиания Лазаревская (Муромская), У.У.Осорьина, Ф.П.Гааз, Ф.М.Ртищев, В.Ф.Сологуб, В.Ф.Одоевский и многие другие; они не только сами оказывали помощь нуждающимся, но и своим примером побуждали к благотворительности.
Особый пласт этической культуры в связи с идеями социальной помощи заложен в работах отечественных философов: И.Брянчанинова, П.Чаадаева, Н.Чернышевского, П.Лаврова, Н.Михайловского, В.Соловьева и другие.
Все они, при всем различии подходов, главным образом поддерживают и развивают одну и ту же мысль: добро необходимо делать в первую очередь для собственной души, для ее совершенствования; жить для других – это значить жить для себя, жить в мире со своей душой и совестью, и поэтому делать добрые дела, помогать людям – необходимо, полезно и рационально. Во взглядах светских философов также четко прослеживается и мысль о ценности человека: человек ценен как самостоятельная личность, имеющая право на личное счастье, совершенствование и свободу поступков и выполняющая долг прежде всего перед собой.
Этические взгляды общества на социальную роботу (точнее, на социальное обеспечение) претерпевают существенные изменения в советский период: во-первых, тогда считалось, что в условиях социализма все граждане в достаточной мере социально защищены, вследствие чего дополнительных мер, таких, например, как система благотворительности, не требуется.
Рекомендуем к прочтению:
Теоретические аспекты функционирования добровольческого
движения. Добровольчество:
понятие, сущность, основные характеристики
добровольчество (волонтёрство) – это добровольческое движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни и является важной частью для построения гуманного гражданского общества.
Доброволец – это человек, добровольн ...
Особенности досугового поведения
Поле досугового поведения существенно более многомерно (включает гораздо больше качественных характеристик), чем поле потребительского поведения. Тем не менее, возможно классифицировать всю совокупность отечественных предпринимателей по к ...
Образование в современном мире
Процесс приобщения к культуре поколений наблюдается на всех этапах развития человечества. В любом обществе, архаичном или современном, возникает необходимость передачи социального опыта, знаний и умений от старших поколений к младшим. Для ...
|