3. Канал. Что из себя представляют средства пропаганды? Medium research (исследование среды способапропоганды).Вербальные или невербальные средства?
4. Информация. Что заложено в обращении к адресату? Content research (исследование содержания сообщения). Примеры удачныхкомпаний пропаганды.
5. Эффект, результат. Какого эффекта следует ждать? Effects research (оценка результата). По каким критериям оцениваются изменения в социальном поведении людей?
Данная модель, безусловно, упрощенна, но пропаганда – это односторонний информационный поток, в котором не имеет места обратная реакция и нет диалога, а важен лишь результат.
Основными элементами данного коммуникативного акта являются:
- коммуниканты: адресант-коммуникатор и адресаты;
- источник информации;
- коммуникативные цели – формирование определенных социальных
установок и поведения.
Коммуникативный акт может совершаться письменно, устно, образно, это может быть печатное издание, выступление оратора, теле- или радио-передача, даже массовое мероприятие, на подбои праздника.
Однако во многих сообществах, после получения информационного сообщения реципиент не сразу решает принять или отвергнуть его. Сознательно или на подсознательном уровне он ищет совета у окружающих его людей и, прежде всего, у т.н. «лидеров мнения» его группы. Лидеры мнения — это высокоавторитетные члены группы, мнения и советы которых по определенным вопросам имеют особую ценность для других. Такими лидерами могут быть не только лидеры определенных групп, но иногда и просто авторитетные знакомые, друзья, родственники, издания. Именно они играют решающую роль в формировании отношения основной массы к проблеме, отображенной в сообщении из источника информации. То есть на конечное восприятие информации действуют не только и не столько сами СМИ, сколько последующая интерпретация этой информации, обсуждение с «лидерами мнений». В отличие от ранее принятой одноступенчатой модели Лассвелла (передатчик – получатель), данное явление описывается в модели двухступенчатого потока коммуникации, разработанной в середине 50-х годов в США Полем Лазарсфельдом, и может быть представлено следующим образом (рисунок 6).[13]
В предложенной им модели двухступенчатость пропагандистского процесса учитывается, во-первых, как взаимодействие между источником и авторитетами микросоциального уровня, которые обозначаются как лидеры мнения или «медиаторы» (посредники), во-вторых, как взаимодействие лидеров мнений или медиаторов с отдельными членами микросоциальных групп. Особенно это актуально для пропаганды через сеть Интернет, где размещается множество виртуальных сообществ.
Наравне с ней, можно использовать для понимания процесса пропаганды, как коммуникативного процесса модель убеждения Фишбена-Айзена. Эти авторы предложили модель, определяющую мнения личности как «строительные блоки» процесса убеждения. Убеждение начинается тогда, когда мнения, касающиеся определенного объекта, изменяются. При этом изменение мнений сопровождается сменой установок, затем - возникновением соответствующих намерений и, наконец, - изменением поведения. Как и МакГайр, в рамках своей модели Фишбейн и Айзен рассматривают людей как «рациональные существа, систематически использующие и обрабатывающие доступную им информацию». Ключом к убеждению, считают они, является снабжение индивида убедительной информацией, обеспечивающей желаемое изменение.
Рисунок 6. Многоступенчатая модель коммуникативного акта пропаганды Лазарсфельда
Рекомендуем к прочтению:
Основные
объекты социальной инфраструктуры и их современное состояние
Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую реальность, посредством которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для рациональной деятельности человека во всех сферах обществ ...
Что понимается под системой социально экономического
прогнозирования
Под системой социально-экономического прогнозирования понимается определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающих их согласованность, преемственность и непрерывность. Национальное прогнозирование носит ...
Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга. Понятие досуга, свободного времени и рекреации
В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей ро ...
|