Программа и рекомендации к работе с пожилыми людьми с ограниченными возможностями в условиях дефицита общения
Страница 4
Материалы и статьи » Социальная работа с пожилыми людьми с ограниченными возможностями » Программа и рекомендации к работе с пожилыми людьми с ограниченными возможностями в условиях дефицита общения

Теперь поговорим о невербальных формах общения.

1. Общение с помощью глаз. Какие визуальные контакты считаются приемлемыми в вашей культурной традиции? Допустимо ли поддерживать визуальный контакт по ходу разговора? Не считается ли это грубостью или агрессией? Не будет ли это расценено как флирт? Все это необходимо учитывать. В западной культуре контакт глазами считается очень важным. С помощью взгляда человек дает вам понять, что он слушает вас, а не думает о чем-то другом. Для некоторых людей-инвалидов это представляет трудности - из-за нарушений моторики или дефектов зрения.

Какой процент времени человек, с которым вы разговариваете, смотрит прямо на вас? При разговоре с группой людей поддерживает ли этот человек контакт глазами с разными членами группы? Каков процент времени, в течение которого это имеет место? Наблюдаются ли какие-нибудь отличия по сравнению с тем, когда он находится среди друзей? Некоторые люди в принципе не имеют привычки к контактам глазами. А некоторые не могут поддерживать визуальный контакт только тогда, когда они нервничают, или расстроены, или сердиты. Некоторые считают, что поддерживать контакт глазами невежливо, то есть исходят из культурных соображений.

Подумайте о том, почему визуальный контакт может оказаться важным и о чем можно судить на основании такого контакта. Приятна ли собеседнику тема разговора? Действительно ли он говорит вам правду? Уверен ли он в том, что ему говорят правду? Слушает ли он, что ему говорят, а если слушает, то с интересом ли?

УПРАЖНЕНИЕ

Проведите вторую половину дня в каком-нибудь общественном месте, где вы можете наблюдать общение незнакомых людей. Например, пойдите в парк, в кафе, в большой магазин или на площадь. Посмотрите, как люди общаются между собой глазами. Обратите внимание, что в рамках вашей культурной традиции считается вежливым, а что - нет; посмотрите, что бывает, когда люди проходят мимо других на улице, встречают друзей, когда мужчина и женщина идут навстречу друг другу или когда человек разговаривает с продавцом или официантом. Это очень занимательное упражнение.

2. Поза, осанка. Поза человека отражает его общее состояние. Хорошо ли человек себя чувствует? Счастлив ли он? Спокоен ли? Подавлен он или возбужден? Связана ли его поза с его инвалидностью? Неудобная поза, связанная с инвалидностью, может отражаться в целом на самочувствии человека. Например, если человек пользуется креслом-коляской, но сидеть ему в нем неудобно, и это неудобство ограничивает время пребывания человека в коляске, так что ему труднее сохранять самостоятельность.

Поза может подсказать, хочет ли человек находиться там, где он находится. Нам всем случалось чувствовать, когда человек, находящийся около нас, хотел бы быть в другом месте, и это чувствовалось по тому, как он сидит в коляске, и по положению его тела. Возможно, он не хочет участвовать в обсуждении данной темы или в данный момент не готов обсуждать ее.

3. Выражение лица. О чем может поведать выражение лица у человека? Интересно ли ему? Он спокоен или ощущает дискомфорт? Весел ? Смущен? Сердит? Скучает? Или это невозможно рассказать? Есть ли в группе человек, у которого выражение лица заметно отличается от выражений лиц у остальных членов группы? Может быть, вы хотите задать какой-нибудь вопрос? Даже при заметной разнице культурных традиций и возможном влиянии инвалидности на выражение лица человека все равно по выражению его лица можно кое-что определить.

Выражение лиц в группе дает определенную ориентировку ведущему. Хорошо ли вы руководите группой? Если члены группы теряют интерес к происходящему, возможно, нужно изменить манеру ведения занятия; может быть, тема слишком сложна для этой группы, или они не хотят касаться ее из чувства страха. Например, члены группы понимают, что они уже должны знать, как распоряжаться деньгами, и им неловко выказать недостаток знаний по этому вопросу. Кстати, на этом примере можно убедиться в том, что заявление о том, что члены группы не обязаны знать все и вполне могут чего-то не знать, может стимулировать дискуссию в группе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Рекомендуем к прочтению:

Сущность понятия "социальная политика предприятия"
В результате коренной трансформации украинского общества изменяется характер социальной политики и роль государства как основного субъекта социальной политики. Государство не имеет больше полной монополии на данный вид деятельности. В рез ...

Проект введения клиентской службы с 01.11.2007г. в Управлении ПФР в Невском районе Санкт-Петербурга
С 01.11.2007 года в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга была введена в действие клиентская служба, начальником которой является Бархвиц Маргарита Алексеевна. Введена он была для того чтобы в ...

Приложения
Приложение А Уважаемый товарищ! 3 - 5 апреля 2006 г. в Москве проводится Всеармейское совещание офицерского состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Просим вас принять участие в социологическом опросе. Ваше мнение по основным пробл ...