Создание спокойной атмосферы
Вот некоторые рекомендации по созданию спокойной, доверительной атмосферы:
1. Держитесь сами спокойно и благожелательно по отношению к группе.
2. Договоритесь с группой о соблюдении конфиденциальности.
3. Объясните группе, что не существует "глупых" вопросов.
4. Объясните группе, что залогом успеха любой группы является коллективная работа.
5. Объясните группе, что каждый человек ценен как личность и обладает определенным опытом, даже если он пока не знает об этом.
Задание структуры и направления
В первый раз, когда вам придется устанавливать ограничения в группе взрослых, вы можете ощутить некоторое неудобство. Это важная и иногда весьма деликатная работа. Работая с группой, обсуждающей проблемы и идеи, легко отклониться от темы или, наоборот, надолго застрять на одной проблеме. Вот почему в группе должен быть ведущий. Если обсуждение крутится на одном месте, люди устают, и продолжение обсуждения теряет смысл.
Иногда лидеру группы приходится вести себя очень жестко, и просто говорить, что пришло время двинуться дальше. Всегда следует предлагать, чтобы заинтересованные члены группы после занятия опять собрались вместе, чтобы поговорить еще.
С другой стороны, необходимо поддерживать равновесие. Свой план вы используете для общей ориентировки, не чувствуя, что обязаны строго следовать всем его пунктам. Если возникает проблема, представляющаяся настолько важной, что имеет смысл потратить на нее дополнительное время, то так и поступайте. Гибкость - полезный инструмент. Вы не сможете всегда исполнять все в точном соответствии с планом. Примите как данность время от времени случающиеся ошибки, рассматривайте их как обычный элемент процесса обучения.
1. Вначале объясните группе свою роль в ней.
2. Объясните, что вам придется иногда вводить ограничения, чтобы удерживать группу в рамках намеченного обсуждения.
3. Пусть члены группы знают, что если они не согласны с вами, они могут свободно сказать об этом.
4. Попросите группу разрешить вам знакомиться с их потребностями.
5. Попросите группу взять на себя ответственность за нормальную обстановку в группе. Вы должны направлять их, но не должны отвечать за них.
6. Побуждайте членов группы делиться своим личным опытом.
7. Пусть они знают, что цель занятий в группе - обеспечить людям поддержку в проведении изменений, которые они хотят осуществить в своей жизни.
Позволяйте другим задавать тон.
1. При разработке плана (повестки дня) на несколько последовательных собраний группы полезно предусматривать некоторый избыточный материал, потому что обсуждение некоторых тем занимает больше времени, нежели предполагается, а некоторых - меньше.
2. Давайте группе время подготовиться к обсуждению данной темы.
3. Разрешите группе располагать временем занятий.
4. Не бойтесь молчания, периоды молчания могут оказаться полезными.
Личное участие
Как ведущий вы занимаете в группе уникальное положение: вы одновременно и являетесь членом группы, и обособлены от нее. Вы - ведущий, и это выделяет вас среди остальных членов группы. В то же время вы выступаете как равный партнер, и это делает вас частью группы. Важно делиться с группой своим личным опытом. Это напомнит и им, и вам, что в то или другое время вы все находились в одинаковом положении. Это часть вашей роли. В то же время нельзя злоупотреблять собственными рассказами. Обычно это или подавляет группу, или приводит к тому, что начинается состязание, чья история окажется лучше.
Вот некоторые рекомендации:
1. делитесь личными точками зрения
Рекомендуем к прочтению:
Бедность как фактор региональной безопасности в полиэтничном регионе
Социально-экономическая стабильность регионов зависит от уровня социальной напряженности и от решения социальных проблем. Поэтому социальный аспект безопасности можно считать на сегодняшний день ключевым.
Последнее десятилетие Южный Феде ...
Методы сбора и анализа информации. Методики сбора
первичных данных
В начале конкретного социологического исследования, на его разведывательном этапе, когда социолог приступает к знакомству с объектом, он должен получить первичные сведения о деятельности исследуемого коллектива. Источником такой информаци ...
Голодание так же старо, как и само человечество
Стремление голодать возникает, когда человек ранен или болен. Даже доступная пища не вызывает в нем чувства голода.
В древней истории мы читаем, что голодание практиковалось с незапамятных времен. Особенно часто использовали голодание ре ...
|