Например:
Один из членов группы рассказывает о своих переживаниях по поводу длительного периода восстановления после инсульта. Друзья успокаивают его, мол, не горюй, это требует длительного времени, и все будет в порядке. Это не дает ему возможности принять дружеское участие в отношении своих чувств, потому что он не хочет, чтобы подумали, что он извиняется за самого себя. Если вы вместе с другими членами группы признаете истинность его чувств, это позволит ему раскрыться и не испытывать при этом ощущения печали и подавленности. Возможно, обсуждая эту проблему в группе, он будет чувствовать себя спокойно, потому что будет знать, что его партнеры понимают его чувства, потому что у них есть аналогичный опыт.
УПРАЖНЕНИЕ : ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР
Принудительный выбор - это игра, в которой члены группы изучают различные возможности выбора, с которыми человек сталкивается в жизни, и причины, по которым он делает тот или иной выбор. Мы часто склонны предполагать, что люди согласны с нами, и часто удивляемся, когда они приходят к иным выводам, нежели мы.
Объясните группе, что сейчас им будет предложен ряд последовательных возможностей выбора. Они должны будут делать выбор быстро и без обсуждения, и сообщать о своем выборе с помощью поднятия руки или какого-то иного сигнала. Только после того, как вся группа пройдет через последовательность вариантов выбора, вы можете обсудить вместе с ними причины выбора тех или иных вариантов. Вы обнаружите, что в группе есть люди, которые не могут принимать решения. В этом нет ничего страшного, это просто предмет для изучения и обсуждения. Ключевым аспектом этого упражнения является то, что решения должны приниматься быстро.
1. Начните с "легкого" выбора и затем постепенно переходите к более сложным.
2. Пример:
Вы бы хотели:
а. Жить в городе или жить в деревне
в. Иметь автомобиль или иметь велосипед
с. Быть женщиной или быть мужчиной
и так далее.
Придумайте варианты выбора, которые были бы значимыми для членов группы в рамках вашей культурной традиции. Возможности тут весьма широкие. Это могут быть отношения между людьми (в браке без счастья или одинокий, но счастливый), проблемы занятости (всю жизнь на одной работе или смена места работы каждые пять лет), проблемы инвалидности (физическая инвалидность или умственная отсталость).
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы увидеть многообразие выбираемых разными людьми вариантов. Не следует делить эти варианты на "правильные" и "неправильные". Это дело сугубо индивидуальное.
Это упражнение полезно тем, что оно помогает нам увидеть выбранные нами варианты и убедиться, что другие люди не всегда согласны с нами, но это ни в коем случае не означает, что наш выбор неправильный. Это упражнение также помогает нам принимать чужой выбор, даже если он отличается от нашего.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Ролевая игра:
1. это способ выработки навыков общения;
2. помогает нам научиться слушать других и ясно передавать информацию;
3. это способ, позволяющий нам увидеть, какие привычки у нас сложились в общении, и определить:
а) нравятся ли нам эти привычки и эффективны ли они при общении?
в) существует ли что-то, что мы хотели бы изменить в своей манере общения?
с) позволяет ли наша манера общения другому лицу в определенных ситуациях почувствовать, что он\она имеет власть над нами? (полномочия)
4. помогает нам освоить новые способы общения;
5. учит нас внимательно относиться и к вербальным, и к невербальным формам общения и использовать их одновременно;
6. это приятная форма обучения группе взаимной поддержки.
Рекомендуем к прочтению:
Анализ эмпирических данных социологии
С формальной точки зрения при сравнении эмпирических данных должны соблюдаться следующие правила, необходимые в логике экспериментального анализа:
- два состояния одного процесса сопоставимы, если они содержат хотя бы одно общее свойство ...
Теоретико-методологические аспекты феномена эмиграции. Дефиниция
понятия «эмиграция»
Современное состояние понятийного аппарата темы «миграция» характеризуется наличием многих проблем. В их числе – не разработанность некоторых дефиниций; дискуссионность других, некорректное употребление третьих; незнание о способности к с ...
Приложения
Приложение 1
Субъекты РФ
Индекс неблагополучия
Республика Тыва 643
Магаданская область 488
Чукотский автономный округ 464
Камчатская область 407
Республика Алтай 395
Республика Бурятия 388
Читинская область 365
Сахалинская облас ...
|