Выгодно отличаются семьи демократического типа как удовлетворенностью членов семьи существующими внутрисемейными отношениями, так и той направленностью, которой они следуют. Жизненные достижения родителей и жизненные цели детей в основном отвечают интересам общества. В этих семьях старшеклассники оказались лучше подготовленными к (также условно выделенным нами) ролям гражданина, труженика, семьянина. Авторитарные же семьи зачастую культивировали меркантильно-гедонистические интересы и стремились их удовлетворить. Эти семьи неплохо готовят детей к будущей семейной жизни, но хуже, чем семьи других типов, к выполнению обязанностей гражданина и труженика. Авторитарная семья устойчивее, стабильно анархической, но менее успешна, так как воспитательная функция осуществляется вразрез с общественными интересами. Оптимальным вариантом, как и следовало ожидать, оказались семьи демократического типа.
Все эти результаты излагаются здесь с определенной целью: соизмерить правильность сделанных ранее выводов и проследить связь в передаче ценностей между поколениями, ведь сегодняшние студенты - это вчерашние старшеклассники.
Мы полагаем, что положенный в основу типологии, семей принцип организации семейной жизни наиболее; отвечает решению наших исследовательских задач по выяснению уровней успешности и стабильности студенческого брака. Принципы организации семейной жизни говорят о деятельности семьи и в определенной мере; о личностных качествах ее членов, склонных к тому или иному принципу совместной деятельности.
При опросе в 1983—1984 гг. минских старшеклассников более 90 % из них назвали в качестве предпочитаемого образца будущих семейных отношений отношения демократические. Оптимальным считают демократический тип семейных отношений 95,3 % замужних студенток и 84,4 % женатых студентов, однако в браках такого типа проживают 81,5 % пар. Оговоримся, что при отнесении семьи к тому или иному типу учитывалось мнение обоих супругов. Только одинаковое мнение мужа и жены давало возможность определить семью как демократическую, авторитарную, анархическую. Подчеркнем, что названия условные и, возможно, не самые удачные. В тех случаях, когда мнения жены и мужа относительно типа организации семейной жизни расходились, семья относилась к неопределившемуся, или неопределенному, типу.
В молодых, только что образовавшихся семьях, к которым относятся и студенческие, процесс притирки, адаптации, выработки общего образа жизни происходит по-разному. В одних случаях это может происходить быстро, в других медленно. И если супруги еще не определились в оценках своего брака, то объясняется это или небольшим стажем семейной жизни, или по причине неустоявшихся или несформированных представлений о семейных ролях, своих обязанностях. Приведем количественное распределение студенческих семей по типам в процентном выражении: демократический 81,5 авторитарный 4,7 анархический 3,1 неопределившийся 10,7.
Уже из этого распределения видно, что самым распространенным в студенческой среде республики является оптимальный тип демократический. Наша задача заключалась не только в выявлении количественного распределения различных типов, но и в качественном их анализе. Небольшое количество семей, попавших в авторитарный, анархический и неопределившийся типы, не позволяет нам говорить о каких-то закономерностях их деятельности, однако мы вправе описать отличительные особенности, провести анализ их внутрисемейных отношений.
Рекомендуем к прочтению:
Некоторые новейшие теории
Теории взаимодействия обрели в социологии образования особую популярность в период после Второй Мировой войны. Они нацелены на социально-психологические аспекты образования и взаимодействия между группами учащихся, преподавателей, админис ...
Виды конфликтов
Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.
В конфликте всегда пр ...
Научная разработанность. Ольга Александровна Тихомирова. Статья ""Молодежная"
косметика и ее потребители"
Без преувеличения можно сказать – все тинэйджеры желают выглядеть старше своих лет, а о печали, скрытой во фразе "мои года – мое богатство", они могут только догадываться. Чтобы "накинуть" годок-другой, им приходится и ...
|